Время новостей
     N°153, 27 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.08.2007
Первый после Бонда
«Ультиматум Борна» на московских экранах
Джейсон Борн -- специальный агент ЦРУ, в свое время выловленный рыбаками из волн Средиземного моря с пулями в спине и девственно чистой памятью, -- вот уже в который раз пытается выяснить хоть что-то о своем прошлом. Сначала он занимался этим в серии романов Роберта Ладлема, позднее -- в практически безупречной телепостановке Роджера Янга с Ричардом Чемберленом в главной роли, в конце концов его образ приобрел окончательную, так сказать, официальную завершенность в картинах с Мэттом Деймоном (первую -- «Идентификацию Борна» -- поставил в 2002 году Дуг Лиман, двумя годами позже эстафету от него перенял Пол Гринграсс, сделавший «Превосходство Борна», а теперь поставивший еще и «Ультиматум»). В прошлый раз Борн использовал полученные им еще до беспамятства навыки суперагента, чтобы решить свои собственные проблемы и отомстить большим шишкам из русской мафии за смерть своей возлюбленной. Теперь же замахнулся на собственных начальников: Борн во что бы то ни стало хочет узнать всю правду о своей настоящей жизни (вплоть до своего настоящего имени, так как «Джейсон Борн» не более чем оперативный псевдоним), в противном случае верхушке ЦРУ не избежать обнародования сведений, которые разведывательное управление ну никак не красят.

Сложных, именно что шпионских хитросплетений в сюжете фильма нет: все два часа Борн только и делает, что разбрасывает в разные стороны своих вроде бы коллег, которым отдан приказ его уничтожить. И даже если где-то поблизости назревает всемирный террористический заговор, беспамятному агенту до этого нет особенного дела. Самое главное для него -- навести ясность в собственных паспортных данных. Для того чтобы произвести наконец-то чаемую самоидентификацию, Борн облетает полсвета -- среди локаций фильма значатся Москва, Танжер, Париж, Лондон, Мадрид, Нью-Йорк, и везде неизменно блистательно нейтрализует очень похожих друг на друга цэрэушников. Причем приемы его почерпнуты не из завиральных фильмов про восточные единоборства, а из неприметных книжечек-пособий, по которым учатся настоящие спецагенты: никакого «боевого балета» и «рукопашной хореографии» -- все навыки действенны, эффективны и вроде бы не особенно зрелищны. Но срабатывают на раз.

Фильм получился абсолютно блистательным, пусть даже чрезмерное использование ручной камеры, поспешающей за Борном и, кажется, ни разу не занимающей статичного положения, может вызвать у чрезмерно впечатлительных зрителей приступ морской болезни. Это настоящий «взрослый» боевик, в котором нет места лихим, но совершенно неправдоподобным трюкам, натужному комикованию и стрельбе в белый свет как в копеечку -- тут все по-настоящему. Собственно сюжет особой роли не играет (тем более что от ладлемовского романа-первоисточника в фильме остались рожки, ножки да название -- в оригинальной книге речь шла совершенно о другом), но зато драйв и энергия то и дело переливаются через край, как будто перекипевший на открытом огне очень крепкий черный кофе без сахара. Именно с этим напитком имеет смысл сравнить «Ультиматум Борна» -- натуральный, вызывающий учащенное сердцебиение, не самый приятный на вкус, но однозначно придающий бодрости концентрат. Который имеет мало общего с изысканным, взболтанным, но не смешанным коктейлем на основе мартини, в любви к которому признавался еще один знаменитый секретный агент, чье имя весьма похоже на имя Борна. Джеймс Бонд.

За последние пять лет киношный Джейсон Борн как-то не очень заметно (как и полагается настоящему секретному агенту) превратился в негромкую, но вполне очевидную альтернативу Бонду. Пока неизвестно, последует ли продолжение борновским приключениям и достигнет ли число фильмов о его похождениях двузначной цифры, как в случае с агентом 007, но даже сейчас понятно, что у Бонда имеется серьезный конкурент. В Джейсоне Борне собрано все то, что для Бонда немыслимо -- он не пользуется невероятными техническими гаджетами, предпочитая то, что попадется под руку, он преступно равнодушен к представительницам противоположного пола, в нем нет ни грана типичного бондовского шика -- представить себе Борна в смокинге практически невозможно. Там, где Бонд нажал бы некую заветную кнопочку и взмыл бы в воздух с помощью какого-нибудь невообразимого аэрорюкзака, Борн вынужден надеяться только на крепость рук. И оттого наблюдать за его приключениями гораздо интересней. В принципе создатели саги об агенте 007 уже поняли, что их герой становится все более и более эфемерным, этаким облаком в пуленепробиваемых штанах, поэтому в последней своей инкарнации он приобрел куда больше человеческих качеств и вполне земное лицо Дэниэла Крейга. И есть основания подозревать, что ребрендинг этот произошел еще и потому, что на пятки ему наступал Джейсон Борн -- современный Прометей в свитере крупной вязки.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино