Время новостей
     N°8, 18 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.01.2002
Отличительные призраки
Новый фильм ужасов на экранах Москвы
Фильм Стива Бека «13 привидений» поставлен на студии Dark Castle Entertainment. Буквальный перевод названия -- «Темный замок». Но в оригинале слово сastle должно напомнить не только о памятнике средневековой архитектуры, но и о фамилии Уильяма Кастла -- неплохого режиссера, классика трэш-ужасов и неутомимого выдумщика, превращавшего сеансы своих фильмов в леденящие тинейджерскую кровь перформансы. У дверей кинотеатров демонстративно дежурили кареты «скорой помощи», а пришедшим на фильм предлагали оформить страховку, по которой родственники умерших от страха зрителей могли получить кругленькую сумму; в кульминационный момент фильма кресла в зрительном зале могли начать вибрировать, а под потолком со свистом проносился прицепленный к проволоке фосфоресцирующий скелет. В 50--60-е годы именно в его кинобалаганах набирались впечатлений будущие голливудские вседержители. Среди них явно были и такие титаны, как продюсер Джоэл Сильвер («Смертельное оружие», «Крепкий орешек», «Матрица») и режиссер Роберт Земекис («Назад в будущее», «Форрест Гамп», «Изгой»). Сегодня, когда им в Голливуде можно делать решительно все, они в компании с дочерью Кастла Терри решили дать фильмам любимого режиссера вторую жизнь. Первым в предполагаемой череде ремейков стал вышедший в 1999 году «Дом ночных призраков» Уильяма Мэлоуна -- картина великолепная, до мелочей продуманная и по-настоящему жуткая. Вторым опусом стали «13 привидений», а в ближайших планах честной компании -- новая версия «Макабра», одного из самых известных кастловских фильмов, к которому в качестве режиссера собирается приложить руку сам Земекис.

Но до нового «Макабра» еще есть время, так что вернемся к «Привидениям». Фильм начинается абсолютно безупречно -- с эффектной и пугающей сцены охоты на призрака-убийцу, которую устраивает эксцентричный собиратель редкостей Сайрус Критикос (Ф. Мюррей Абрахам, некогда сыгравший Сальери в формановском «Амадее»). При поддержке экстрасенса (Мэтью Лиллард из «Крика» и «Дракулы 2000») и с помощью специальных, небьющихся и испещренных заклинаниями зеркал, он ловит неприкаянные души -- и помещает их в свою коллекцию. Как выяснится, привидения нужны ему для проведения оккультных ритуалов и приобщения к темным тайнам преисподней. Но это станет ясно позднее, а пока ничего не подозревающие наследники Сайруса с удовольствием переезжают в доставшийся им по завещанию дом. Дом не простой -- больше всего он похож не на жилище, а на увеличенную до размеров особняка «конфигурацию плача» -- магическую шкатулку, описанную Клайвом Баркером в «Восставших из ада», жутковатый и потрясающе красивый кубик Рубика: прозрачные стены и комнаты, на глазах меняющие планировку, полы-циферблаты и хитроумные механизмы... А в подвале -- тюрьма для духов, которые только и ждут удобного случая, чтобы вырваться на свободу. Но увидеть их можно только сквозь специальные окуляры. В 1960 году, когда вышел фильм-оригинал, каждому посетителю кинотеатра выдавали при входе стереоочки, сквозь которые можно было видеть призраков во всей их сомнительной красе. Сегодня разноцветные пленочки в бумажной оправе заменили новейшие спецэффекты. Призраков можно разглядеть, не применяя дополнительных ухищрений. И они по-настоящему впечатляют даже видавших виды поклонников киноужасов -- про каждого из экспонатов коллекции Сайруса можно было снять отдельный фильм.

Но если с бестелесными персонажами все в порядке, то живые (до поры до времени) герои вызывают кучу вопросов. Относительно неплохи разве что упомянутые Абрахам и Лиллард. С остальными -- проблема. Ни хороший в принципе актер Тони Шелхауб (у него это первая роль в фильме ужасов), ни памятная по «Американскому пирогу» Шеннон Элизабет не кажутся тут кстати. Особенно раздражает рэпперша Ра Дигга, сыгравшая сиделку семьи Критикосов, которая слишком уж громко болтает и неуместно шутит: таким персонажам место в лучшем случае в «Очень страшном кино», но не в кино, страшном по-настоящему. Оттого приключения героев начинают утомлять задолго до того, как фильм подойдет к концу, -- хочется, чтобы их всех поскорее перебили и лишний раз показали привидение. Живых на экране многовато. Все-таки на людей, несущих тяжелый груз прошлого или обуреваемых алчностью, можно посмотреть в психологических драмах или социальных комедиях, где те же самые чувства сыграны куда более достоверно. А от фильма, который называется «13 привидений» ждешь другого: туловища, которое весьма активно функционирует «без головы, без ножек», полуразложившегося маньяка с бейсбольной битой наперевес или чего-нибудь еще в том же нечистом духе. Жанр обязывает. А о том, что любовь побеждает все, можно узнать из куда более подходящих источников. Так что «13 привидений» (при всех визуальных достоинствах) все равно остается не более чем призраком настоящего фильма ужасов.

Подпись к фото:

Экстрасенс Мэтью Лиллард и один из экспонатов коллекции Критикоса: труп -- это третье мое плечо

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ