Время новостей
     N°150, 22 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.08.2007
Илларионов оказался прав
Бурейская и Зейская ГЭС столкнулись с дефицитом спроса
РАО «ЕЭС России» пытается пролоббировать свой проект экспорта электроэнергии в Китай. Вчера в своей корпоративной газете «Энергия России» компания сообщила, что сейчас из-за остановки небольшой приграничной торговли с Поднебесной недозагружены энергоблоки дальневосточных ГЭС -- Бурейской и Зейской. Именно такое развитие событий в 2002--2003 годах и предсказывали эксперты, выступавшие против строительства Бурейской электростанции, любимого детища главы РАО Анатолия Чубайса (бывший советник президента России Андрей Илларионов даже называл строительство этой электростанции «аферой 2003 года»). Теперь РАО пытается ускорить согласование давно подготовленного экспортного проекта в Китай -- строительства высоковольтной ЛЭП напряжением 500 кВ, по которой уже в 2008 году предполагалось передавать до 4,5 млрд кВт ч энергии, а к 2016 году выйти на уровень 60 млрд кВт ч в год, а также нескольких угольных ТЭЦ мощностью 10,8 тыс. МВт.

Приграничная торговля электроэнергией с Китаем велась в небольших объемах давно, однако с 1 февраля она была прекращена: после очередного повышения внутрироссийских тарифов на энергию китайцы отказались покупать дорогие киловатт-часы. При этом энергетики утверждают, что продажа энергии в Китай по цене ниже российской позволит более эффективно использовать мощности ГЭС, что положительно отразится на российском тарифе. Впрочем, снижать российские тарифы пока не принято, речь может идти лишь о той небольшой доле энергии, которая торгуется на оптовом рынке. Энергия же, вырабатываемая Бурейской и Зейской ГЭС, в основном идет на Дальний Восток, а там рынка нет вообще. Так что ни о каком положительном эффекте от полной загрузки этих ГЭС, как считают эксперты российского рынка электроэнергии, для потребителей речи не идет.

Позиция Федеральной службы по тарифам по этому вопросу достаточно жесткая. «Все решения по тарифам для покупателей на Дальнем Востоке, для этого мини-оптового рынка были приняты в прошлом году и не менялись. Экспорт -- ровно на тех же условиях: любой покупатель для целей экспорта может купить электроэнергию на общих основаниях, и никаких препятствий для этого нет. Если требуются какие-то особые условия, особые тарифы, то требуются решения, которые выходят за рамки компетенции ФСТ», -- недавно говорил глава ФСТ Сергей Новиков.

С февраля вопрос повис в воздухе, и лишь месяц назад РАО решило к нему вернуться. Анатолий Чубайс написал письмо в правительство с просьбой собрать совещание и «обсудить возможность возобновления экспорта электроэнергии в Китай с недозагруженных блоков Бурейской и Зейской ГЭС Дальнего Востока», написано в вышедшем вчера номере корпоративной газеты РАО. Обоснование звучит так: «Избыточная электроэнергия дальневосточной энергосистемы может быть поставлена только в Китай, поскольку существующие технологические ограничения по разгрузке тепловых электростанций и сетевые ограничения не позволяют увеличить выработку ГЭС для потребителей Дальнего Востока». Пока на эту просьбу, по информации «Времени новостей», ответа не последовало.

Тем не менее в РАО не склонны проецировать проблемы в приграничной торговле электричеством на весь масштабный экспортный проект. В энергохолдинге утверждают, что работы по нему продолжаются, причем с китайской стороны даже более активно. РАО сейчас завершает работу над пред-ТЭО проекта, причем на собственные средства. Вчера же комитет по реформированию при совете директоров рекомендовал на заседании директоров 31 августа одобрить перераспределение денег от продажи блокпакета акций ОГК-5 (было выручено 39,2 млрд руб., после уплаты налогов осталось 29,7 млрд) и направить 2,75 млрд руб. на обоснование инвестиций по китайскому проекту и разработку ТЭО. Ранее, как известно, директора РАО решили всю сумму направить на инвестпрограмму Федеральной сетевой компании и «ГидроОГК», а также на формирование резерва средств, необходимых для реорганизации.

Впрочем, до сих пор нет единого мнения насчет того, следует ли проект реализовывать в принципе. Ведь Китай строит генерирующие мощности и самостоятельно, строят их там и российские компании. Также Китай финансирует строительство электростанций в Казахстане, которые будут экспортировать энергию в Поднебесную. В ближайший год, как говорилось в сделанном этой весной докладе Китайской государственной корпорации энергосетей (State Grid Corporation, SGС), установленные мощности китайской энергетики возрастут примерно на 95 тыс. МВт и достигнут 720 тыс. МВт. В центральных и западных регионах КНР будет ощущаться избыток электроэнергии, а на востоке и юге Китая спрос и предложение электроэнергии в основном будут сбалансированы.

«Пока спроса нет, -- говорил «Времени новостей» глава российско-китайского Центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. -- Чтобы строить в России электростанции и сети под поставку в Китай, должна быть огромная целесообразность. Пока ее нет, поэтому и смысла экспортировать энергию нет. Российские компании строят в Китае электростанции, более того, мы им строим атомные станции, и еще удивляемся, почему это они не хотят у нас задорого покупать электроэнергию!»

В общем, пока Бурейской и Зейской ГЭС придется стоять недозагруженными, как и предсказывал г-н Илларионов. И ждать, пока Федеральная сетевая компания построит сети, позволяющие увеличить их поставки на Дальний Восток, либо позволяющие поставлять энергию на крупные предприятия Восточной Сибири, которые, может быть, построят металлургические компании.

Николай ГОРЕЛОВ