Время новостей
     N°8, 18 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.01.2002
Катастрофы Лужкова
Столичный мэр снова пожаловался Путину на Чубайса
Противостояние Юрия Лужкова и Анатолия Чубайса продолжается. Столичная администрация вчера распространила текст письма мэра президенту страны, в котором дается оценка (естественно, негативная) деятельности и.о. гендиректора «Мосэнерго» Аркадия Евстафьева.

Юрий Лужков в письме Владимиру Путину написал, что за время работы г-на Евстафьева и.о. гендиректора столичной энергосистемы в несколько раз возрос ее долг за потребленный газ, не выполняются планы реализации электрической и тепловой энергии, «тяжелое финансовое положение» не позволило «Мосэнерго» как следует подготовиться к отопительному сезону. По словам мэра, как передал вчера Интерфакс, даже на теплотрассах, расположенных в непосредственной близости от офиса компании на Раушской набережной, «стали происходить серьезные аварии». Кроме того, мэр напомнил, что в день выборов в Мосгордуму 16 декабря на четыре часа остались без отопления и горячего водоснабжения 193 жилых дома в столице. Дабы системные аварии не привели к катастрофе, г-н Лужков и обратился к главе государства с просьбой дать необходимые поручения правительству «срочно вмешаться и не допустить такого развития ситуации».

Мэр в середине прошлого года уже обращал внимание Владимира Путина на «провалы» в электроэнергетике страны. Тогда на письме глава государства поставил резолюцию: премьеру Михаилу Касьянову «разобраться и доложить». Затем про письмо все успешно забыли. А обиженный г-н Лужков написал новое, с конкретными фактами.

РАО «ЕЭС России» и столичная энергокомпания в один голос утверждают, что все написанное не соответствует действительности. А причина возвращения г-на Лужкова на путь полемики с г-ном Чубайсом, утверждают аналитики, лежит в плоскости подготовки годового собрания акционеров «Мосэнерго», на котором будет избираться гендиректор компании.

Так, самое серьезное обвинение в адрес команды г-на Евстафьева -- относительно увеличения долга за газ -- выглядит весьма непонятно. В последние дни уходящего года, говорит аналитик «НИКойла» Илья Маршак, в рамках российско-польских договоренностей РАО выкупило задолженность своих региональных «дочек» перед газовиками. Таким образом, у «Мосэнерго» сейчас нет ни рубля задолженности перед «Межрегионгазом». Вместе с тем, добавляет эксперт, сумма долга не изменилась: просто теперь «Мосэнерго» должно материнской компании на 2,33 млрд руб. больше.

Остальные заявления полностью опровергают официальные данные компании. РАО «ЕЭС России» в своем ответе Лужкову написало, что все аварии происходили на распределительных сетях, принадлежащих структурам мосправительства.

Аварии, говорит аналитик одной из инвестиционных компаний, были мелкие. Судя по всему, считает эксперт UFG Михаил Селезнев, давно «не светившийся» в прессе московский мэр предпочел выйти из тени и начать публичную деятельность. К тому же, добавляет его коллега из «НИКойла» Андрей Абрамов, в ближайшие дни на федеральном уровне будут обсуждаться очередные шаги по программе реформирования электроэнергетики, и письмо г-на Лужкова -- пробный шар в обсуждении проблем.

Мосправительству, как известно, не по душе идея расчленения «Мосэнерго» и вывод из его состава генерирующих мощностей. Мэр настаивает на сохранении вертикально интегрированной структуры компании. По его мнению, только так можно гарантировать надежность энергообеспечения. Однако решающей роли мнение г-на Лужкова пока не играло -- столичное правительство владеет лишь около 5% акций энергокомпании. Когда в сентябре с поста гендиректора «Мосэнерго» выпроваживали Александра Ремезова, во многом соглашавшегося с мэром, г-н Лужков так и не смог его защитить.

Теперь помимо политического влияния, которое, по мнению наблюдателей, тает день ото дня, московский мэр может «сделать гадость» г-ну Чубайсу только при повышении тарифов на электроэнергию. Региональная энергетическая комиссия, подконтрольная г-ну Лужкову, может оттянуть решение о повышении, говорит Михаил Селезнев из UFG. Но времена меняются, и региональные комиссии все больше прислушиваются к федеральной власти, а не к региональной.

Николай ГОРЕЛОВ