Время новостей
     N°148, 20 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.08.2007
По опыту старших товарищей
Имидж «Газпрома» за рубежом доверили консорциуму Gavin Anderson, Ketchum и GPlus
Опыт продвижения за рубежом позитивного образа России и деятельности руководства страны усилиями крупных PR-агентств во главе с американской Ketchum, очевидно, был признан успешным настолько, что его решено перенести на уровень госкорпораций. Первым большой контракт на поддержание связей с иностранными СМИ, госорганами и общественными организациями подписал «Газпром». Как рассказали «Времени новостей» представители иностранных изданий, теперь от имени российского газового гиганта с ними общаются сотрудники трех PR-агентств -- лондонского офиса Gavin Anderson (штаб-квартира в Токио), американского Ketchum и расположенного в Брюсселе GPlus. В «Газпроме» подтвердили эту информацию, отметив, что лидером консорциума является Gavin Anderson.

Как известно, больше года назад Кремль нанял агентство Ketchum для пиар-сопровождения председательства России в «большой восьмерке». Gavin Anderson и GPlus, которые, как и Ketchum, являются «дочками» одного из лидеров мирового рынка массовых коммуникаций -- Omnicom Group с оборотом свыше 11 млрд долл., также участвовали в реализации заказа кремлевской администрации. В начале лета первый заместитель пресс-секретаря российского президента Дмитрий Песков сообщил, что сотрудничество Кремля и иностранных пиарщиков продлено еще на один год.

Теперь круг замкнулся. Обратиться к иностранным специалистам по связям с общественностью российские власти заставил вал негатива, который спровоцировала газовая война «Газпрома» с Украиной зимой 2005--2006 годов. И вот те же специалисты (с той лишь разницей, что основным подрядчиком стал не Ketchum, а Gavin Anderson) будут стараться продемонстрировать на Западе, что «Газпром» является надежным и перспективным партнером по бизнесу, а не энергетическим кнутом Москвы в Европе.

«Газпром» не сразу обратился к услугам альянса Gavin Anderson, Ketchum и GPlus. В начале года в прессе появилась информация, что группа «Газпром» близка к подписанию контракта с другой международной PR-компанией -- PBN. По информации «Времени новостей», тогда переговоры велись с консорциумом во главе с Hill & Knowlton, которому должны были помогать PBN Company и Penn, Schoen and Berland Associates. Однако сделка так и не состоялась, чему в немалой степени способствовала преждевременная информация о ее подготовке. Не последним фактором, скорее всего, стало участие эстонского подразделения PBN в кампании по сносу Бронзового солдата в Таллине. В итоге «Газпром» подписал контракт с агентствами, «проверенными» оргкомитетом саммита G8 в Санкт-Петербурге, PBN Company лишилась клиента, а Hill & Knowlton получил «утешительный приз» в виде подряда на PR-поддержку одного из крупнейших инфраструктурных проектов «Газпрома» -- строительства газопровода «Северный поток», который реализуется совместно с немецкими E.ON и BASF.

Представители Gavin Anderson вчера не ответили на вопросы «Времени новостей». А в «Газпроме» отказались комментировать детали соглашения. Источник в компании лишь отметил, что хотя официального тендера не было, концерн выбирал из четырех предложений, поступивших от международных PR-агентств. Называть неудачливых соискателей он не стал.

Финансовые детали таких сделок редко становятся достоянием общественности. В отчете департаменту юстиции США Ketchum, который был обязан сообщить о консалтинговых, лоббистских и коммуникационных услугах иностранным госструктурам, сумма также пока не раскрыта. В любом случае там может быть оглашена смета кампании только на территории США, хотя информационное сопровождение осуществляется и в других странах. По неофициальным данным, имиджевая поддержка России как хозяйки прошлогоднего саммита «большой восьмерки» стоила заказчику около 8 млн долл. (по официальным -- 2 млн долл.). Правда, деньги были не бюджетные, а поступили от так и неназванных банковских структур.

В случае с «Газпромом» сумма сделки, скорее всего, значительно больше. Только за то, чтобы название российского концерна красовалось на майках футболистов немецкого клуба «Шальке-04», «Газпром» с осени прошлого года платит 10 млн евро в год плюс премии за победы в турнирах (если, конечно, таковые будут). Международный имидж российского газа, очевидно, много дороже.

Алексей ГРИВАЧ