Время новостей
     N°148, 20 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.08.2007
Ход ладьей
В Выборге завершился кинофестиваль «Окно в Европу»
Особенная черта «Окна в Европу» -- это обстановка доброжелательности и какой-то умиротворенности: страсти, кипящие на других фестивалях, здесь едва тлеют, а к моменту вручения призов вопреки всякой логике и вовсе стихают. Связано ли это с атмосферой курортного европейского города, которым в анамнезе и является Выборг, или это ноу-хау устроителей «Окна в Европу» -- бог весть, но в любом случае ни качество фильмов, ни распределение призов не может поколебать уверенность участников фестиваля в том, что жизнь удалась, а в следующем году, если они опять окажутся в Выборге, удастся вновь.

Видимо, следствием этой доброжелательности ко всем и каждому является тот факт, что призов (включая специальные) на фестивале столько, что беспокоиться стоит не о возможности обделения достойных, а о том, хватит ли хоть сколько-нибудь интересных работ под награды.

Жюри игрового конкурса работает вне закрепленных номинаций, то есть без обязательства присуждать награды за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшие актерские работы и пр. Цель в другом: найти наиболее яркие явления (будь то работа художника, режиссера, актера, композитора, оператора) и их отметить.

На этот раз жюри под председательством кинокритика Кирилла Разлогова и включавшее продюсера Арсена Готлиба (в прошлом году его фильмы получили «золото» Выборга и в анимационном, и в игровом конкурсе), режиссеров Николая Лебедева и Николая Досталя, актеров Сергея Никоненко и Ингу Стрелкову-Оболдину, не вызывало опасений в смысле своей вменяемости, и решение его оказалось вполне предсказуемым, особенно если учесть, что особого выбора у жюри не было.

Главный приз фестиваля -- «Золотую ладью» -- получила «Русская игра» Павла Чухрая -- единственный фильм игрового конкурса, к которому подходит определение «профессионально сделанная работа». «Серебряная ладья» за дебют отдана режиссеру Александру Касаткину за картину «Слушая тишину» -- историю провинциальной девушки, которая мечтает стать композитором и приезжает в столицу, после чего ее жизнь принимает совершенно неожиданный оборот. «Серебро» с формулировкой «За творческий поиск» ушло «Железной дороге» -- и, как ни относись к фильму Алексея Федорченко, кроме него действительно никто из конкурсантов действительно не был замечен в творческом поиске. «Серебряная ладья» за лучшую женскую роль, как и предполагалось, вручена Евгении Добровольской -- за фильм «Артистка» Станислава Говорухина. Лучшую мужскую роль жюри решило не выделять, а Сергею Маковецкому, снявшемуся разу в двух конкурсных фильмах -- «Русская игра» и «Искушение», присудили специальный приз имени Станислава и Андрея Ростоцких с формулировкой «За филигранное мастерство».

Из внушительного списка специальных призов больше всего вопросов вызвал «президентский». Президент фестиваля Армен Медведев отдал свою личную «Ладью» картине Андреса Пуустусмаа «Красный жемчуг любви» -- «За яркий дебют». Премьера «КЖЛ», прошедшая как спецсобытие последнего ММКФ, действительно была яркой: привлеченная именами продюсера Елены Яцуры и исполнительницы главной роли Оксаны Фандеры, публика заполнила зал «Пушкинского», но по окончании фильма на смену энтузиазму пришел конфуз. Не меньший конфуз испытали зрители и на выборгской премьере картины, которой достался второй президентский приз, -- на фильме «Разметка» о юноше из семьи новых русских, студенте одного из британских университетов, которому против воли пришлось совершить путешествие по родной стране. Режиссер фильма скрывался за пафосным псевдонимом Вертов, на деле же оказалось, что имя киноклассика прикрывает отсутствие режиссера -- постановщик, начинавший картину, был уволен, ее доводили молодые продюсеры Антон и Андрей Малышевы и довели, надо признаться, до весьма плачевного результата.

На завершающей пресс-конференции Армен Медведев признался, что его президентские призы были направлены на поддержание связей с продюсерами. Спродюсировавшая «Жемчуг» Елена Яцура -- действительно один из самых результативных российских продюсеров, и ее фильмы не раз украшали фестивали, в том числе Выборгский. У Малышевых же, судя по их бэкграунду, есть серьезные связи, которыми тоже не стоит пренебрегать. Поэтому понять Медведева можно.

Самый неполитичный, искренний и безрассудный приз Выборга -- тот, что вручается по результатам зрительского голосования и называется «Выборгский счет». В программу «Счета» были включены конкурсные картины и фильмы -- победители других фестивалей, а гала-премьеры и фильмы открытия и закрытия не учитывались -- так что всего получилось 22 участника. Победителем «Выборгского счета», набрав 9358 очков, стала «Артистка» Станислава Говорухина. У «Русской игры» Павла Чухрая -- 9094 очка (третье место); у победителя «Кинотавра», фильма Алексея Попогребского «Простые вещи» -- 7787 очков и десятое место. «Груз-200» Алексея Балабанова набрал 7117 очков и вышел на пятнадцатое место.

Участник Каннского фестиваля фильм «Изгнание» Андрея Звягинцева на восьмом месте, а прелестная «Русалка» Анны Меликян (приз «Кинотавра» за лучшую женскую роль Марии Шалаевой), к сожалению, только на девятом. «К сожалению» -- потому что «Русалке» еще только предстоит прокат, а в Выборге прошло первое тестирование на относительно широкой публике. Правда, как доказывает опыт последних пятнадцати лет, прием у выборгской публики, как правило, не отражает общей ситуации. «Это же не просто зрители, -- заметил как-то один продюсер, -- это «дорогие выборжане», люди, развращенные кинематографом».

Разращенному кинематографом городу скоро, возможно, придется принять у себя еще и кинорынок -- года через два, когда будет создана соответствующая инфраструктура. Ведь август -- действительно лучшее время, чтобы понять, что и в каком количестве выйдет на экраны осенью.

Лариса ЮСИПОВА
//  читайте тему  //  Кино