Время новостей
     N°147, 17 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.08.2007
Родину-мать зовут
Три четверти россиян уверены, что без постоянной опеки государства прожить невозможно
Данные июльского опроса «Левада-Центра» показывают, что три четверти жителей России спустя более чем 15 лет после распада СССР по-прежнему уповают в решении своих жизненных проблем на помощь государства. По мнению аналитиков, от этого пережитка Советского Союза россияне все же имеют шанс избавиться через несколько поколений и научиться воспринимать государство не как старшего брата или отца-покровителя, а как партнера.

На вопрос «Сможет ли большинство людей в России прожить без постоянной заботы, опеки со стороны государства?» 74% опрошенных социологами ответили отрицательно. Только 21% россиян считает, что большинство населения может прожить и без помощи или заботы государства (5% затруднились ответить). Патерналистские взгляды присущи в первую очередь самым неимущим группам населения (поддерживают основную точку зрения 86% в группах с низким уровнем потребления) и сторонникам КПРФ (85%). Позицию самодостаточности и независимости («должны проявить инициативу и сами позаботиться о себе») выбрали 13% граждан. В Москве этот показатель увеличивается до 24%.

Есть также 4% респондентов, которые остановили свой выбор на своеобразной модели поведения: по их мнению, «люди должны пойти на некоторые жертвы ради блага государства». При этом граждане видят эффективность частного бизнеса, но деньги хотят получать у государства и по-прежнему выступают за пересмотр результатов приватизации и возвращение частных активов государству (37%).

Заместитель главы Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что в России должно смениться несколько поколений, чтобы большинство людей перестало "тянуться" к государству: «Значительная часть населения испытала сильнейший дискомфорт, когда государство в начале 90-х годов сказало: живите как хотите, мы не будем особо мешать, но и вы не предъявляйте к нам никаких особых претензий. Вот вам свобода, пользуйтесь ею как умеете. Многие просто не понимают, как они могут прожить без активного участия государства-патрона».

Но, по мнению эксперта, в любой стране есть значительная часть населения, которая так рассуждает при любой политической модели: «Я не думаю, что, например, в Швеции или Германии люди считают, что государство не должно заботиться о них. Во многих странах Европы установилась социально-рыночная экономика, но слово «социальная» играет огромную роль».

Существует мнение, что 74% опрошенных, которые тяготеют в России к сильному государству, по своим установкам тем не менее отнюдь не едины, то есть вряд ли все они исключительно советские патерналисты. «Существует две разные тенденции: приверженцы западной социально-рыночной экономики и советская, -- считает г-н Макаркин. -- Только после смены нескольких поколений люди поймут, что в первую очередь их благосостояние зависит от них самих, что не отрицает активной роли государства в социальной политике».

При этом большинство россиян удовлетворяет тот уровень свободы, который наличествует в стране в настоящее время. На вопрос «Сейчас люди в России имеют достаточно свободы, слишком мало свободы или слишком много свободы?» ответы распределились следующим образом: слишком мало свободы -- 12% россиян, достаточно свободы -- 57%, а не слишком много свободы оказалось у 24% граждан.

Комфортно чувствуют себя при нынешнем уровне свободы преуспевающие молодые люди или сторонники партии власти и политические конформисты. Чрезмерной сегодняшняя свобода представляется преимущественно пожилым людям (37% в возрастной группе 55 лет и старше), а также гражданам, составляющим значительную часть левой оппозиции (в электорате Компартии России 53% говорят об избытке свободы).

«Многие граждане в России не понимают, как воспользоваться свободами, -- считает Алексей Макаркин. -- У западного человека более четкие понятия свобод, и его с самого раннего детства учат, что эти права являются естественными и неотъемлемыми. У нас же доминирует позиция, что свобода необходима не сама по себе, а для чего-то -- свобода слова, например, нужна для того, чтобы предлагать власти правильные решения. Свободы воспринимаются утилитарно, это советская традиция. И изменить ее за короткий срок сложно».

Дарья ГУСЕВА