Время новостей
     N°7, 17 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.01.2002
Десантников «скрестили» с сухопутными войсками
Миротворческие силы России возглавил генерал Евневич
Кремль нашел изящное решение головоломной кадровой проблемы -- замены руководства миротворческих сил. С того момента как 1 декабря президентским указом эти функции были окончательно отобраны у ВДВ и переданы сухопутным войскам (СВ), должность «главного миротворца» оставалась вакантной. Лишь в нынешнюю среду заместителем главкома СВ по миротворческим силам был назначен генерал-лейтенант Валерий Евневич. Кандидатура генерала позволила добиться компромисса и «скрестить» десантников с «сухопутчиками»: воинская служба 50-летнего г-на Евневича до конца 80-х проходила в рядах ВДВ, после чего он был переведен на командные должности в сухопутные войска. Столь же счастливым образом в биографии генерала сочетаются и качества, необходимые для командования операциями в зонах конфликтов. С одной стороны, последние шесть лет г-н Евневич занимался «классическим миротворчеством» -- руководил российским военным контингентом в Приднестровье, одной из главных функций которого как раз и являлось поддержание стабильности в этом регионе после урегулирования конфликта 1992 года. С другой же -- не занимать ему и собственно военного опыта: в качестве командира отдельной десантно-штурмовой бригады он участвовал в 1986--88 годах в боевых действиях в Афганистане. После того как генерал Евневич в 1993 году лично руководил в Москве действиями подразделений Таманской дивизии, штурмовавших мятежный Белый дом, он заслужил не только Звезду Героя России, но и репутацию весьма жесткого командира.

Передача миротворческих функций от ВДВ к «сухопутчикам» оказалась для российской армии непростым процессом. Болезненнее всего ее восприняли в самих воздушно-десантных войсках: без работы оставались сразу 5,5 тысяч «голубых беретов», которыми до этого были укомплектованы миротворческие контингенты на Балканах и в Абхазии, одновременно сокращались и десятки должностей генералов и старших офицеров, ими руководивших. В тяжелом положении оказался и воссозданный в прошлом году главкомат СВ, у большинства офицеров-«сухопутчиков» просто не было опыта командования подчиненными в весьма специфических условиях миротворческих операций. В зонах конфликтов последних лет эти функции отводились подразделениям ВДВ, лишь в Приднестровье, Таджикистане и Южной Осетии миротворчество было доверено мотострелкам из состава СВ. Сейчас выделенные в состав «голубых касок» сухопутные подразделения срочно приходится «прогонять» через учебные центры Ленинградского, Московского и Северо-Кавказского военных округов (первый из них отвечает за комплектование контингента в Боснии, второй -- в Косове и третий -- в Абхазии). Так что «десантно-миротворческий» опыт генерала Евневича главкомату СВ сейчас как нельзя более кстати.

Похоже, удалось наконец-то найти и взаимоприемлемые решения по российским военным базам в Приднестровье, «разруливать» проблему вывода которых как раз и было поручено Валерию Евневичу. С середины 90-х Москве никак не удавалось договориться со всеми «заинтересованными сторонами» о том, чтобы военное имущество, складированное в арсеналах бывшей 14-й армии, было возвращено на территорию России. Слишком уж много в данном случае было этих самых «заинтересованных сторон», причем у каждой из них имелись свои виды на содержимое арсеналов. «Свою долю» требовали не только Молдавия, но и самопровозглашенная Приднестровская республика и даже Украина, по территории которой воинские эшелоны должны были следовать в Россию. Взяв на себя на стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году обязательства ликвидировать свои базы в Приднестровье, Москва попала в ловушку. Лишь в самом конце прошлого года окончательная договоренность была наконец достигнута (труднее всех оказалось уломать Тирасполь, в качестве «отступных» пришлось пойти на погашение долгов на поставку газа на сумму 100 млн долларов), и железнодорожные составы с воинским имуществом из Приднестровья пошли в Россию. После чего генерал Евневич был отозван в Москву и передал должность командующего ОГРВ (ограниченной группировкой российских войск) в Приднестровье своему заму -- генерал-майору Борису Сергееву.

Юрий ГОЛОТЮК