Время новостей
     N°142, 10 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.08.2007
Девочка и лохи
Антимонопольная служба изучает этичность рекламы на витринах ЦУМа
Федеральная антимонопольная служба проверит рекламные плакаты в витринах ЦУМа. Фотографии витрин с довольно противоречивыми слоганами и картинками, появившиеся на днях в одном из блогов Рунета, вызвали настолько сильный резонанс столичной интернет-общественности, что даже чиновники не смогли его не заметить. Изучаться будет соответствие содержания креатива нормам закона «О рекламе». «Мы начали проверку, и в течение месяца, который положен по закону, будет принято решение, возбуждать дело или нет», -- пояснили вчера «Времени новостей» в пресс-службе ФАС.

Собственно, новая реклама ЦУМа, появившаяся в преддверии нового учебного года, призвана была напомнить состоятельным покупателям мультибрендового магазина о том, что их детям скоро предстоит отправиться в школу. Однако творческий порыв создателей этих плакатов может удивить многих. Например, маленькая девочка, изображенная на постерах, прощается со своими игрушками словами «Вы, два старых урода, мне больше не нужны», поскольку теперь она ходит в школу и ее «интересуют только шмотки». Малолетняя школьница вещает с витрин ЦУМа языком интернет-хулиганов. «Я принцесса, ты животное», -- говорит она, обращаясь к своему плюшевому медведю. И венчает необычную рекламную акцию лозунг, вложенный в уста все той же маленькой девочки: «Кто не в Prada, тот лох». Однако слово «лох» впоследствии работниками магазина было закрашено.

Объяснять, кому принадлежит авторство этого креатива, и рассказывать о целевой аудитории такой рекламной акции в ЦУМе отказались. «Работники, которые могли бы прокомментировать, в отпуске», -- сказала «Времени новостей» сотрудница PR-службы магазина. При этом есть все основания полагать, что «шутки» рекламщиков ЦУМа в ФАС не оценят. Как минимум рекламу изучит с точки зрения соблюдения этики экспертный совет при антимонопольном ведомстве. Как максимум речь будет идти о взысканиях, поскольку некоторые юристы уже углядели в этой акции нарушение закона «О рекламе».

«Я насчитал тут больше шести нарушений», -- сказал «Времени новостей» юрисконсульт компании «Гарант» Роман Ларионов. В частности, пояснил г-н Ларионов, согласно п. 4 ч. 4 ст. 5 закона «О рекламе», реклама «не должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц». «Однако мы видим, что того, кто не носит Prada, называют лохом», -- сказал г-н Ларионов. Также нарушается еще и п. 2 ст. 6, не допускающий «побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар». «В рекламе девочка просит папу купить ей, «если он ее любит», одежду», -- подчеркнул г-н Ларионов.

Примечательно, что и в профессиональной среде рекламный ход ЦУМа оценен скептически. «Изображением эти принты не привлекают внимание -- к образам "аниме-герл по-русски" и гламурным цветочкам народ давно привык и на них не реагирует. Что касается содержания рекламы, она, к сожалению, "ни рыба, ни мясо": застряла где-то между социальной и продуктовой, -- дал свою оценку в беседе с корреспондентом «Времени новостей» известный рекламщик и режиссер Юрий Грымов. -- И самое главное: вместо того чтобы через товар вызвать у ребенка стремление к чему-то хорошему, наши рекламщики пропагандируют тупое желание «хапнуть модную цацку». Ну не может быть целью покупки поросячье желание «иметь, и чтоб у других не было». Это безнравственно. Я считаю такую рекламу опасной и неэффективной с точки зрения продажи вещей».

Кирилл МЕЛЬНИКОВ