Время новостей
     N°141, 09 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.08.2007
Преференций не будет
Министр нефти Ирака пообещал ЛУКОЙЛу конкуренцию
Визит министра нефти Ирака Хусейна аш-Шахрастани в Москву вчера начался с его громкого заявления РИА Новости. Он сказал, что российские нефтяные компании не получат преференций при работе в Ираке: «Преференции не будут оказываться ни одной стране, ни одной фирме. Российский ЛУКОЙЛ (который контролирует месторождение-гигант «Западная Курна-2». -- Ред.) будет конкурировать на равных с другими фирмами в соответствии с новым законом о нефти". В ЛУКОЙЛе вчера предпочли не комментировать эти слова, так как у иракского министра на сегодня запланирована встреча с главой компании Вагитом Алекперовым, перед которой г-н аш-Шахрастани будет вести переговоры с главой Минпромэнерго России Виктором Христенко. Как говорили ранее источники, близкие к российскому МИДу, от итогов этого визита во многом будет зависеть вопрос списания иракского долга перед Россией, который, по разным оценкам, составляет он 8 до 10 млрд долл. (он образовался в основном за счет поставок вооружения режиму Саддама Хусейна).

Контракт ЛУКОЙЛа на разработку «Западной Курны-2» (доказанные извлекаемые запасы месторождения составляют около 6 млрд баррелей нефти) пытался разорвать Саддам Хусейн в конце 2002 года -- перед самым своим свержением. Однако, как тогда утверждалось, юридически сделать это правительство Ирака было не в состоянии, так как в контракте имелся пункт о возможности его расторжения только в Женевском международном суде. С тех пор работы на месторождении были заморожены, и возобновлять их российская компания намерена после стабилизации военно-политической ситуации в стране.

Однако новое проамериканское правительство Ирака инициировало разработку нового закона о нефти, согласно которому ЛУКОЙЛ может потерять все права на «Западную Курну-2». И именно об этом Хусейн аш-Шахрастани вчера и говорил, сойдя с трапа самолета. «Готовящийся новый закон о нефти гласит, что любой контракт, заключенный с прежним режимом и с властями Курдской автономии, должен быть пересмотрен и приведен в соответствие с новым законом".

По словам министра, контракты должны отвечать ряду условий, прежде всего признавать суверенитет Ирака и его права на владение недрами. "Иракскому народу (по закону) принадлежат права на все нефтяные месторождения, -- указал он. -- Это также охрана окружающей среды, подготовка иракских национальных кадров для работы в нефтегазовой отрасли. Если все эти условия будут соблюдены, то прежде заключенные контракты будут выполняться". Отвечая на вопрос о том, какие возможности откроются для российских компаний после принятия закона, министр сказал: "Ирак не распределяет квоты между странами. Закон определит условия для свободной прозрачной конкуренции. Любая квалифицированная мировая компания сможет участвовать в освоении нефтяных богатств, если предложит лучшие условия. Каждая страна в мире стремится развивать связи с Ираком в нефтегазовой сфере, российские компании тоже проявляют интерес к разработке иракских месторождений. Мы ведем диалог со всеми заинтересованными компаниями. На встречах с представителями правительства и руководством ряда нефтяных компаний мы изложим российской стороне новые условия для работы в Ираке, исходя из того, что Ирак будет сотрудничать с теми компаниями, которые предложат лучшие условия для Ирака, независимо от того, из какой страны будут эти компании". Впрочем, закон о нефти (уже его вторая редакция) пока еще не принят парламентом, и когда это произойдет, сказать сложно -- слишком много разногласий по нему имеется у депутатов от фракций суннитов, шиитов и курдов.

Источник, близкий к российской нефтяной отрасли, вчера сказал «Времени новостей», что услышать от г-на аш-Шахрастани такие заявления в самом начале визита в Москву было весьма странно. «На какой же диалог тогда рассчитывает министр, если он с порога заявляет о том, что де-факто российские компании должны смириться с потерей контрактов? -- недоумевает он. -- Впрочем, наверно, можно сделать скидку на то, что у него пока мало дипломатической практики, однако многое зависит, конечно, от его предложений г-ну Христенко и от результатов переговоров с г-ном Алекперовым».

Николай ГОРЕЛОВ