Время новостей
     N°142, 10 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.08.2007
Добрым молодцам урок
«Звездная пыль» на московских экранах
Главным фэнтези этого лета по всем приметам должен был стать (да и стал, если судить в первую очередь по кассовым сборам и общему ажиотажу) новый «Гарри Поттер». Но если не поддаваться всепланетному психозу и подойти к сказочному делу со всей серьезностью, то приходится признать, что новый учебный год в школе волшебства Хогвартс выглядит не так уж и увлекательно по сравнению с приключениями юноши по имени Тристран (именно так, с кажущимся вроде бы дополнительным и ненужным «р»), который покинул свою родную деревню и прошел сквозь окружающую ее стену в волшебную страну, где только что буквально у всех на глазах упала звезда.

Тристран (Чарли Кокс) собирается найти небесное тело и подарить его своей возлюбленной Виктории (Сиенна Миллер). Но, добравшись до места падения, сказочный герой обнаруживает, что звезда-то, конечно, упала, но обернулась очаровательной девушкой Ивейн (Клер Дейнс), которую теперь Тристрану надлежит оберегать и защищать. А оберегать и защищать ее есть от кого -- как минимум, к падающей звезде проявляет повышенное внимание злая колдунья Ламия (Мишель Пфайффер), которая хочет с ее помощью обрести секрет вечной молодости. А многочисленные сыновья -- живые и мертвые -- лорда Стормхольда (Питер О'Тул) собираются использовать Ивейн в битве за трон...

«Звездная пыль» -- экранизация без лишних слов великолепной книги Нила Геймана -- главного на сегодняшний день создателя странных и волшебных историй («Американcкие боги», «Дети Ананси», «Каролина», «Дым и зеркала»), отличного английского писателя, книги которого стали настоящим подарком для тех, кто уже выучил наизусть всего Стивена Кинга и всего Клайва Баркера, но не потерял интереса к высококачественной фантастической прозе. Несмотря на водоворот удивительных приключений, «Звездная пыль» -- это очень земное фэнтези, в котором характеры персонажей играют ничуть не меньшую роль, нежели присущие им магические свойства, а проявления чувств выходят далеко за рамки долгожданного гаррипоттеровского поцелуя. Западные критики в своих отзывах уподобляют «Звездную пыль» «фильму Стивена Спилберга, поставленному по сценарию, что предназначался для Терри Гиллиама», но, пожалуй, ни Спилберг, ни Гиллиам уже давно не выдерживали подобного уровня.

По счастью, все достоинства книги Геймана оказались перенесены на экран в целости и сохранности -- невероятное количество очень хороших актеров (помимо упомянутых выше в фильме блистают Руперт Эверетт, Джейсон Флеминг, сэр Йен Маккелан, Рикки Жерве, Декстер Флетчер -- всех и не упомнишь) упиваются возможностью провести некоторое количество времени в изумительно придуманном, захватывающем и по-настоящему волшебном мире, равного которому не было, пожалуй, со времен «Властелина колец». Режиссер Мэтью Вон (не так давно дебютировавший замечательным «Слоеным пирогом», пожалуй, лучшим британским криминальным фильмом со времен классических опусов Гая Ричи) снял кино именно что для всей семьи, на котором детишки будут в восторге от прекрасно воплощенного в спецэффектах волшебства, тинейджеры смогут идентифицировать себя с главными героями, которые очень убедительно учатся любви и ответственности, а взрослые...

Взрослые тоже не останутся внакладе. Хотя бы потому, что в какой-то момент по небу параллельного мира проносится летучий корабль, укомплектованный командой из воздушных пиратов, верховодит которыми Капитан Шекспир (именно так, ни больше ни меньше), сыгранный Робертом Де Ниро. И вот это, что называется, смертельный номер. Самый яркий персонаж фильма, флибустьер без страха и упрека, жук «себе на уме», по-своему благородный и величественный, он не просто тянет гипотетическое одеяло зрительского внимания на себя, но сдергивает его в одну секунду, оборачивается в него, как будто возомнивший себя патрицием пациент сумасшедшего дома, и делает при этом такое лицо, увидев которое ни один более-менее выдержанный человек не в состоянии нормально спать еще как минимум неделю. Даже самый эксцентричный и неуправляемый пират последнего времени -- капитан Джек Воробей -- кажется на фоне Де Ниро хладнокровным Терминатором с застывшим лицом-маской -- противостоять денировскому театру мимики и жеста решительно невозможно, да и не хочется. А уж о том, что в одном из эпизодов Де Ниро танцует в юбке, можно и вовсе не упоминать -- это нужно видеть. И желательно не один раз. Тем, для кого «Звездная пыль» окажется любимым фильмом детства, можно только позавидовать.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино