Время новостей
     N°6, 16 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.01.2002
На «Золотом кольце» сидели
Новый проект московских властей превзошел все предыдущие
Вчера столичное правительство презентовало грандиозный проект реконструкции центральной части города. Создание отдельных пешеходных зон, стилизованных под старину, показалось столичным властям недостаточно глобальным мероприятием. И теперь планируется в течение ближайших 20 лет создать в центре Москвы что-то вроде особого «туристического округа». Речь идет о том самом районе, который, как сказал руководитель Москомархитектуры Александр Кузьмин, «и является для всего мира Москвой». «Золотым кольцом» власти намерены охватить Кремль, Китай-город, главные московские площади: Красную, Театральную, Манежную, Боровицкую, Лубянскую, храм Христа Спасителя, а также Северное Замоскворечье, включая остров от западной стрелки Москвы-реки до Большого Москворецкого моста и территории двух древних слобод -- Кадашевской и Толмачевской.

Проект предусматривает не просто сохранение культурных объектов, но и значительное увеличение их количества. Согласно концепции, в туристической зоне будет построено и реконструировано 65 объектов общей площадью 2 млн кв.м. Кстати, среди подлежащих реставрации в концепции фигурируют многие исторические долгострои -- такие, как Исторический музей, дом Пашкова или храм Святого Климента. Не исключено, что власти были бы не прочь сделать все «Золотое кольцо Москвы» недоступным для транспорта (заодно решилась бы и проблема автомобильных пробок в центре столицы). Однако ввиду невозможности полного запрета на въезд автомобилей авторы проекта постарались максимально затруднить им движение по туристическому центру: в «Золотом кольце» планируется организовать более 40 пешеходных зон. По сложившейся традиции в проекте также присутствует идея очень активного использования подземного пространства: там расположатся автостоянки, экскурсионные бюро, археологические экспозиции, магазинчики.

Планами реконструкции исторических памятников сейчас никого, откровенно говоря, не удивишь. Отличительной чертой концепции «Золотого кольца Москвы» стал его невиданный размах. Глянцевую туристическую привлекательность решено придать не только пафосным районам в окрестностях Кремля, но и вполне демократичному Замоскворечью. Кроме того, беспрецедентен объем планируемой туристической инфраструктуры. В дополнение к существующим гостиницам (среди которых знаменитые «Россия», «Москва», «Метрополь» и «Националь») на территории туристической зоны намечено построить еще 17 отелей. Причем будут они небольшими и, как обещано, высококлассными.

Для удобства туристов, как отметил г-н Кузьмин, внутри «Золотого кольца» расположатся 19 многофункциональных центров со справочными киосками, кафе, магазинчиками. Чтобы туристам было куда пойти и на что посмотреть, в «кольце» будет построено 14 смотровых площадок и разработано 16 туристических маршрутов. Пешком, на специальном автобусе или речном трамвайчике турист сможет посетить большинство московских достопримечательностей. Кроме того, в план внесены дополнительные парковки на 10,5 тысяч машиномест.

Общая стоимость проекта пока даже не оглашается. Постановлением «О концепции комплексного развития туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы» и первоочередных мерах по ее реализации» предусматривается в том числе и привлечение сторонних инвесторов на конкурсной основе. Пока же в бизнес-плане названа лишь сумма первоочередных инвестиций -- около 275 млн долл. при общем объеме необходимых затрат свыше 345 млн долл. на первые три года. Ожидается, что реконструкция привлечет огромное количество туристов (называется цифра 100 тысяч одномоментно), а они, соответственно, «привлекут» в городскую казну 2,5 млрд долл. в год.

Следует вспомнить, что ни одно из глобальных начинаний столичных властей не стартовало бесшумно. Строительство Третьего транспортного кольца, обустройство Манежной площади, возведение Сити сопровождались бурными протестами, особенно со стороны жителей тех районов, которые затрагивала очередная стройка. Непременно находилась работа и прокуратуре. Достаточно вспомнить уголовные дела, посвященные многомиллионным хищениям средств из городской казны во время строительства Московской кольцевой дороги. Последствий «переделки» центра города в музей, скорее всего, тоже долго ждать не придется. Ведь теперь предприниматели, например, арендуя первые этажи зданий в туристической зоне, вынуждены будут согласно постановлению «учитывать основные положения концепции». Да и простые жители Замоскворечья и Китай-города вряд ли легко согласятся с ролью экспонатов пешеходной зоны, вымощенной, как водится, благими намерениями.


На вопросы корреспондента газеты «Время новостей» Ирины БЕЛАШЕВОЙ ответил председатель межведомственной комиссии при правительстве Москвы по развитию туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо», заместитель мэра Иосиф ОРДЖОНИКИДЗЕ.

-- Зачем Москве некое специальное «Золотое кольцо»? Может, лучше просто постепенно приводить город в порядок?

-- Любой город, который хочет стать центром туризма, должен что-то туристам предлагать. Поскольку мы целенаправленно стремимся к тому, чтобы из промышленного и индустриального гиганта превратить Москву в один из крупнейших международных туристических и торговых центров, нам нужен продукт. Но в соответствии с нашими задачами -- не просто набор достопримечательностей, а туристический суперпродукт. Побывав в центре Парижа, человек не просто «сходил в Лувр», он воспользовался целым комплексом туристических услуг. Подобный комплекс мы хотим создать в центральной части Москвы. Увидеть достопримечательности, сходить в музей, купить сувениры, посидеть в кафе. И чтобы дорога не превышала 15--20 минут пешком или на специальном транспорте. А как можно представить себе развитие культурной части города без ремонта мостов и строительства новых? Без автостоянок и паркингов (кстати, их предполагается разместить даже под водой)? Без реконструкции набережных? Москве необходимы низкие набережные. Обычная картина за границей: человек сидит в кафе на набережной, любуется пейзажем, пьет кофе, фотографирует. А у нас на набережных -- проезжая часть.

-- Есть ли у проекта аналоги в московской истории?

-- Нам предстоит беспрецедентная работа, с которой даже отдаленно не могут сравниться частные случаи организации туристско-рекреационных зон на Арбате или в Камергерском переулке.

-- Нет ли опасности того, что «реконструированный» центр превратится в некую красивую декорацию, где люди не живут?

-- Вопрос об отселении жителей не стоит, хотя в прошлом такие идеи неоднократно и выдвигались. Сейчас, наоборот, мы возвращаем людей в центр. Этот проект позволит в четыре раза увеличить количество занятых в Москве. Неужели официанту удобно будет ездить в Замоскворечье на работу откуда-нибудь с окраины? Очень разумно будет, чтобы люди, живущие в центре, там же и работали. Это все делается для людей.

Ирина БЕЛАШЕВА