Время новостей
     N°140, 08 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.08.2007
Упущенная льгота
Сокращение госзакупок по программе ДЛО тормозит рост фармрынка
Российский фармацевтический рынок больше не будет увеличиваться сказочными темпами, как это было в 2005 и особенно в 2006 году, когда рост составил 35%. Общий рост рынка в 2007 году будет значительно ниже -- не более 10--12%, и в конечных ценах его объем составит 11 млрд долл. Так, во всяком случае, утверждается в прогнозах маркетинговых компаний, проанализировавших статистику розничных продаж медикаментов в первом полугодии.

Снижение темпов роста и даже, как полагают некоторые аналитики, наметившаяся стагнация рынка связаны в первую очередь с изменением государственной политики в отношении закупок по программе дополнительного лекарственного обеспечения граждан. «Бюджетные затраты на логистику и наценки поставщиков стали намного меньше, да и производителей заставляют снижать цены», -- пояснил «Времени новостей» генеральный директор маркетинговой компании DSM Group Александр Кузин. Действительно, средняя розничная наценка немного сократилась, сейчас она чуть превышает 30% от розничной стоимости усредненного лекарственного препарата.

«До конца 2007 года сохранится отрицательная динамика изменения объема программы ДЛО. Ожидается, что сокращение будет в пределах 25%», -- утверждает и директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. Но, несмотря на усложняющиеся на ходу условия «игры» в ДЛО, основные поставщики программы -- крупные иностранные производители -- и не думают отходить в сторону. Лидером по отгрузкам в программе ДЛО стала, по предварительным данным, корпорация «Новартис». Она увеличила продажи больше чем на 7%, в то время как большинство компаний стало поставлять значительно меньше прошлогоднего. Наибольшее сокращение стоимостного объема отгрузки демонстрирует «Санофи-Авентис» -- на 72%.

Если позиции крупных фармацевтических компаний на рынке во многом обусловлены политической конъюнктурой, то рейтинг продаж препаратов в аптеках страны говорит исключительно о чаяниях отдельных граждан. Все рекорды бьет антивирусный «Арбидол», удерживающий первую строчку уже более года. «Виагра» со второго места переехала на третье, но самые удивительные перемены произошли с многолетним лидером продаж -- настойкой боярышника, состоящей на 70% из этилового спирта. С четвертого места (реализация на 26,7 млн долл. за первые полгода) она «съехала» на двадцатое (15,7 млн долл.), то есть объемы продаж сократились на 40%. Похожая история произошла и с одиозным средством «наружного применения» -- настойкой перца стручкового. Объем продаж сократился на 8% (с 15,6 млн долл. до 14,3 млн долл.). Вытеснение с рынка этих настоек, конечно, вряд ли может считаться показателем изменения потребительских вкусов. Скорее это результат деятельности правоохранительных органов, закрывших в последнее время несколько подпольных производств аптечного алкоголя.

Но в целом россияне все же стали покупать более дорогие и эффективные лекарства. Распространению современных препаратов способствовала все та же программа ДЛО, по которой несколько миллионов граждан нашей страны, наделенных льготами, в течение 2005--2006 годов получали практически все мировые фармакологические новинки в неограниченных количествах. «Тенденция роста продаж на коммерческом рынке именно тех препаратов, которые ранее входили в списки ДЛО, а затем были из них исключены, просматривается очень четко, -- заявила корреспонденту «Времени новостей» генеральный директор маркетинговой компании RMBC «Ремедиум» Мария Денисова. -- Люди поняли, что есть кое-что более эффективное, чем активированный уголь, и перестали экономить. Рост рынка благодаря этому фактору, по нашим расчетам, продлится до 2010--2012 годов».

В первом полугодии 2007-го розничные сети фармрынка принесли 3,89 млрд долл. По расчетам специалистов RMBC «Ремедиум», это на 24% больше в рублевом эквиваленте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт» считает несколько иначе, но и по мнению аналитиков этой компании, рост составил 20% от прошлогоднего уровня продаж. Скромнее всех рост оценивает DSM Group -- 18,2%. Об удорожании лекарств, пользующихся спросом, говорит и тот факт, что денег наши сограждане на них потратили больше, а упаковок купили меньше. Средняя стоимость одной упаковки лекарства в России составляет теперь 56,7 руб., в то время как в первом полугодии 2006 года этот показатель был около 46 руб.

Галина ПАПЕРНАЯ
//  читайте тему  //  Рынок лекарств