Время новостей
     N°5, 15 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.01.2002
Друг Исламабада хочет стать другом Дели
Чжу Жунцзи успокаивает индийцев
Китайский премьер Чжу Жунцзи прибыл в Дели в горячее время -- соседний с КНР регион продолжает лихорадить индо-пакистанское противостояние. По прилете он заявил, что Китай и Индия являются «развивающимися странами с наибольшим населением в мире», народы которых жаждут «учиться друг у друга». Судя по всему, широко разрекламированная принимающей стороной экономическая часть визита будет насыщенной и успешной -- Чжу Жунцзи посетит финансовую столицу Индии Бомбей и центр развития новых технологий в Бангалоре, ожидается достижение соглашений по торговым связям в рамках ВТО, информационным технологиям, космосу и науке.

С политической составляющей китайско-индийских отношений куда сложнее. Для создания необходимой атмосферы доверия Пекину предстоит продемонстрировать Дели, что он более не является безоговорочным сторонником любых акций Пакистана. Китайский гость, вероятно, попытается убедить индийскую политическую элиту в истинности миролюбивых намерений пакистанского лидера Мушаррафа, провозглашенных в его субботнем заявлении о борьбе с терроризмом.

Однако роль посредника в индо-пакистанском противостоянии для Китая исключена, что подтвердил накануне визита глава индийского МИДа Джасвант Сингх. Хотя Пекин стремится продемонстрировать некое подобие «равноудаленности» от сторон конфликта, в Дели не могли не обратить внимания на то, что в эти же дни пакистанский председатель объединенного комитета начальников штабов генерал Мохаммад Азиз Хадни обсуждает в Пекине вопросы военного сотрудничества с командующим китайскими вооруженными силами генералом Фу Цюанью. А совсем недавно, в декабре, пакистанская газета The News сообщала о прибытии из Китая пяти кораблей с военным грузом, включая самолеты и ракетные системы. Исламабад и Пекин поспешили опровергнуть эти данные, однако министр обороны Индии Джордж Фернандес отреагировал на это спокойно: «Пакистан уже не в первый раз получает из Китая вооружение». В силу собственного технологического отставания КНР пока не в состоянии предложить Пакистану новейшие типы оружия. Давно запланированная поставка 40 самолетов F7-PG явно не изменит военный баланс в пользу Исламабада -- это не более чем китайская модификация устаревшего советского истребителя МиГ-21. Как сообщают информированные источники, китайско-пакистанская разработка современного истребителя FC-1 отложена из-за невозможности получения необходимых частей из «третьих стран» (предположительно речь идет о производящихся в России двигателях РД-93 и радаре «Копье», который производится на заводе «Фазотрон»).

Негативная реакция Китая на военное проникновение США в азиатский регион после событий 11 сентября может помочь возрождению подзабытого «треугольника» Евгения Примакова. Как сообщает индийская пресса, на согласие Мушаррафа разместить на аэродромах Джакобабад и Пасни американские ВВС Китай ответил угрозой выхода из проекта строительства пакистанского порта Гвадар. Не меньшее недовольство вызвали в Пекине сообщения о возможном создании в городе Гилгите на пакистанской части Кашмира американского пункта прослушивания, откуда США смогли бы следить за китайскими ядерными объектами.

Во вчерашнем номере газеты The Hindu отмечается, что «Китай впервые указал на готовность изучить возможные перспективы трехстороннего партнерского сотрудничества с Индией и Россией». Такое партнерство невозможно без урегулирования территориального спора, однако Индия сигнализирует о возможном смягчении своей некогда полностью бескомпромиссной позиции. Индийские эксперты намекают на возможность взаимных уступок -- если Китай проявит гибкость на восточном секторе границы (Кашмир), то Индия может отдать часть территорий на западе в штате Аруначал-Прадеш (это земля между Мьянмой и Бутаном). В Дели подтверждают, что последние четыре года на спорной границе с Китаем было спокойно, чего никак не скажешь об индо-пакистанской «линии контроля».

Александр ЛОМАНОВ