Время новостей
     N°136, 02 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.08.2007
Исключение за неуспеваемость
Минобрнауки отзовет деньги нацпроекта у регионов, затягивающих начало модернизации образования
Вожделенные миллионы приоритетного нацпроекта «Образование» успевают потратить в срок далеко не все регионы, боровшиеся за эти деньги в начале этого года. Вчера в ходе селекторного совещания федеральные чиновники пытались выяснить у региональных, почему до сих пор в ряде областей не началась реализация ключевых направлений комплексного проекта модернизации образования -- тех самых, под которые и выделяются средства. Как заявил замруководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко, «для значительной части регионов существует опасность не успеть израсходовать в соответствии с графиком средства, чего допустить категорически нельзя».

Напомним, что администрации 21 российского региона, выигравшие в конкурсе нацпроекта «Образование», обязались повысить заработки учителей, перейдя на новую отраслевую систему оплаты труда, перестроить экономику образования под нормативно-подушевое финансирование (бюджетные деньги следуют в образовательное учреждение за учеником), расширять общественное участие в управлении школами и вузами и придумать объективную систему измерения качества работы педагогов. Всего на реализацию программы комплексной модернизации образования из казны нацпроекта было выделено более 4 млрд руб. Регионы представили свои бизнес-планы и графики выполнения работ на три года. С выполнением этих графиков у регионов и обнаруживаются сейчас большие проблемы.

«На 99% выполнили свои обязательства два региона -- Саха (Якутия) и Бурятия, совсем не приступили к реализации четыре региона», -- пояснил г-н Бутко. Основная проблема, с которой столкнулись региональные власти, -- договоры с исполнителями тех или иных работ могут быть заключены только после проведения обязательных тендеров. Это правило государственного заказа, требующее дополнительного времени, причем не только на сами конкурсные процедуры, но и на заполнение всевозможных отчетных материалов. Например, министр образования Московской области Лидия Антонова посетовала, что ее подчиненные заполнили уже более 3500 таблиц, оговорившись при этом, что она «понимает, что строгая отчетность необходима».

Аналогичная история случилась в 2006 году с лучшими инновационными вузами -- победителями нацпроекта. Тогда был специально продлен срок использования денег для подстраховки и закрытия «академических» хвостов. Сегодня вопрос об отсрочках, однако, не ставится. По словам главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, возможность подтянуться к графику у регионов еще есть. Однако затем к «неуспевающим» будут приняты жесткие меры. «Расходование средств является, конечно, не самоцелью, но это индикатор, причем объективный, хода работ, -- заявил министр, обращаясь к региональным чиновникам. -- Мы реализовывали это направление как самое масштабное и значимое во всем нацпроекте. Никто никого насильно участвовать не затягивал. Если кто-то не справляется, то участие региона в нацпроекте будет закончено».

Кирилл ВАСИЛЕНКО
//  читайте тему  //  Реформа образования и науки