Время новостей
     N°5, 15 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.01.2002
Помеха справа
Канцлеру Шредеру достался очень серьезный соперник
Прошлая рабочая неделя для канцлера Германии Шредера завершилась, как здесь говорят, черной пятницей. Правая коалиция ХДС/ХСС назвала своим кандидатом на предстоящих осенью нынешнего года парламентских выборах лидера баварского «Христианско-социального союза» и премьера Баварии Эдмунда Штойбера.

61-летний Штойбер -- серьезный противник. По данным опроса социологической службы Emnid, если бы выборы состоялись в прошлое воскресенье, то дуэль Шредер--Штойбер хотя и завершилась бы победой нынешнего канцлера, но с весьма незначительным перевесом -- 48 против 44%. А ведь еще пару месяцев назад христианским демократам редко удавалось преодолеть планку в 35%. А в 2000 году, когда над партией висели тучи финансового скандала вокруг ее экс-шефа Гельмута Коля, и многим казалось, что немецкая демократия вообще вот-вот лишится ее важнейшего компонента -- сильной парламентской оппозиции.

Первая словесная перепалка между двумя кандидатами на пост канцлера случилась уже в минувшее воскресенье. Эдмунд Штойбер, прибывший в восточногерманский Магдебург, атаковал экономическую политику «красно-зеленой» коалиции, пообещал оказать дополнительную финансовую поддержку новым федеральным землям, увеличить численность бундесвера, повернуть вспять начавшийся выход Германии из атомной энергетики и сократить численность нынешней армии безработных, которая достигает 4 миллионов. Последнее обстоятельство, равно, как и тот печальный факт, что по темпам экономического роста 2001 года Германия находится в самом хвосте среди стран ЕС, больше всего омрачает политические перспективы канцлера. Шредер в ответ полюбопытствовал, откуда в условиях экономического спада возьмутся деньги на все это? Относительно возможности избрания Штойбера канцлером Шредер заметил лишь, что баварец в рамках республики выступает за «радикализацию демократических правых». Иными словами, Германия потенциально стоит перед выбором «техасской модели».

Штойбер и Шредер хорошо знают -- и ценят -- друг друга еще с тех времен, когда оба занимали кресла земельных премьер-министров -- Шредер в Нижней Саксонии, а Штойбер -- в Баварии. Еще тогда «баварский отец» предупреждал своих партийцев: «Шредер определенно является тем человеком, который еще может спасти народный характер СДПГ». Для обоих, как отмечают местные политологи, понятие «популизм» не является ругательством.

У себя дома в «свободном государстве» (так согласно конституции официально именуется Бавария) Штойбер не прочь показаться на людях в традиционных кожаных штанах, полученных по наследству еще от отцов и дедов, и альпийской шляпе с пером. При случае готов высоко поднять (однако, не выпить) «мерку» родного баварского пива. Известно, что глава баварского ХСС, как положено -- ревностный католик, не пьет и не курит, а «земельная матушка», фрау Штойбер, на которой он женат уже почти сорок лет, пуще всего следит за здоровым образом жизни благоверного. Шредер в этом смысле полный антипод, любитель «нездорового» образа жизни, хотя в духе времени он стал реже появляться на людях с сигарой.

В Германию севернее Рейна баварец предпочитает выезжать в строгих темных костюмах. Видимо, дабы не слишком заострять в ходе предвыборной борьбы «баварский вопрос»: «Может ли баварец стать федеральным канцлером?» Ведь истинные баварцы, жители самой южной федеральной земли, считаются у северян людьми особого склада -- чаще всего «отсталыми» горцами, коротающими век в шумных пивнушках за кружкой пива и порой решающих внутренние житейские проблемы с помощью увесистых кулаков. Правда, аскетический образ и манеры Штойбера, выходца из простой крестьянской семьи, не слишком укладываются в подобные клише. Шеф земельной группы ХСС Михаэль Глос даже как-то заметил: «Когда Штойбер в обществе показывается в одеждах горного стрелка, то у меня такое ощущение, что он маскируется».

Эдмунд Штойбер, возглавляющий баварский правительственный кабинет с 1993 года, создает собственный имидж Баварии, главным компонентом которого помимо кожаных штанов является портативный компьютер «лэптоп». «Свободное государство» в последние годы превратилась в немецкую образцово-показательную «Мекку высоких технологий» -- с наиболее низким в федеральном масштабе уровнем безработицы, задолженности госбюджета и в то же время самым высоким показателем притока инвестиций.

Юрий ШПАКОВ, Берлин