Время новостей
     N°130, 25 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.07.2007
Кабинет Меркель ложится на рельсы
Германия приватизирует железные дороги
Правительство ФРГ, возглавляемое канцлером Ангелой Меркель, вчера приняло решение, которое по всем параметрам можно считать историческим. Речь идет о самом крупном (и оспариваемом еще с начала 1990-х) проекте -- о приватизации германской железнодорожной монополии Deutsche Bahn. В одобренном вчера в Берлине законопроекте кабинет министров подтвердил свое твердое намерение оставить в госсобственности контрольный пакет, продав 49% акций.

Противники приватизации железных дорог рассчитывают на то, что если это дело не утонет в дискуссиях на ближайшие пару десятков лет, то хотя бы растянется на многие годы. Федеральному центру еще предстоит убедить ряд не согласных на приватизацию федеральных земель. Их власти опасаются возникновения серьезных проблем для местного и регионального сообщения. Проект одобрить бундесрат и бундестаг, что также не дает надежды на скорую его реализацию.

Deutsche Bahn -- настоящий транспортный монстр. За последние годы это предприятие, на котором заняты 229 тыс. человек, выросло в гигантский государственный транспортный концерн (1500 административных и производственных площадкок в 150 странах мира). По итогам 2006 года Deutsche Bahn получил 1,7 млрд евро чистой прибыли при совокупном обороте 30 млрд евро.

Приватизацию компании планируется осуществить через процедуру IPO. Автор приватизационной модели министр транспорта Вольфганг Тифензее объявил, что стремится к концу 2008 года на первом этапе продать 25% активов Deutsche Bahn частным инвесторам. Хотя в законопроекте об этом детально не говорится.

Законопроект предполагает, что железнодорожная сеть Германии протяженностью 34 тыс. км пока должна юридически оставаться в федеральной собственности, а бизнес по перевозкам будет сосредоточен в акционерной компании Deutsche Bahn. Дорожные сети, вокзалы и средства энергопередачи останутся в госсобственности еще на 15 лет. В течение этого срока федеральный центр будет поддерживать Deutsche Bahn многомиллиардными субсидиями, об окончательном размере которых обеим сторонам еще предстоит поторговаться.

Но перспектива того, что на втором этапе реформы Deutsche Bahn станет контролировать рельсовую сеть, ввергает противников приватизации в гнев. Они утверждают, что в результате будет загублена сама идея активизировать конкуренцию на железных дорогах, ради которой более 15 лет ломали копья федеральные и земельные политики, а также немецкие граждане, занимающие активную жизненную позицию.

Последние, как, впрочем, и сами политики, в большинстве своем сейчас пребывают в отпусках. Что не преминули отметить наблюдатели, сочтя время принятия законопроекта элементом тактики правительства Ангелы Меркель. В буквальном смысле «под шумок» был «протащен» этот, с их точки зрения, сомнительный законопроект: ведь еще до конца не отгремели забастовки, которые вели машинисты железных дорог Германии, требуя повышения зарплаты. Об этом вчера перед зданием ведомства федерального канцлера говорили противники «растаскивания железных дорог по кускам». Протестующие разыгрывали сцену, изображая символическую партию покера с оцинкованными картами. На просьбу корреспондента «Времени новостей» пояснить смысл аллегории представитель общественного движения «Железные дороги для всех» Вернер Рее сказал, что тем самым выражен протест против «разбазаривания рельсовых путей». В объединение «Железные дороги для всех», как рассказал г-н Рее, входят экологические союзы, противники глобализации, а также крупнейший профсоюз под названием ver.di.

Правительству оппонирует не только «улица», но и целый ряд земельных правительств. Так, министр транспорта земли Гессен (столица -- Франкфурт-на-Майне) заявил на этот счет коротко и ясно: «Проект ни на что не годится». В подобном же духе высказалось молодежное движение СДПГ. Их шеф Бьорн Бенинг отметил, что не знает ни одного разумного аргумента в пользу приватизации железной дороги Германии.

Как бы то ни было, процесс пошел, и остановить его теперь вряд ли возможно. Во всяком случае в этом уверен эксперт по вопросам транспорта фракции ХДС/ХСС в бундестаге Клаус Липпольд. Он лишь допускает, что в законопроекте о приватизации Deutsche Bahn предстоит еще многое переработать и улучшить.

Шеф Deutsche Bahn Хартмут Медорн вчера воздержался от комментариев по поводу правительственных решений. Однако его приверженность курсу на приватизацию «только вместе с рельсами» известна давно. «Альтернативы приватизации не существует, -- говорил он в телеинтервью несколько месяцев назад, комментируя итоги 2006 года. -- Для того чтобы добиваться прибыли в долгосрочной перспективе, необходимы инвестиции. Нам нужны современные вокзалы, новые поезда и современные средства коммуникации. Необходимые для этого деньги могут быть найдены только на рынке капитала, потому что при нынешней финансовой ситуации ждать инвестиций от государства не приходится». Г-н Медорн не согласен с критиками, утверждающими, что от приватизации железных дорог в первую очередь пострадают пассажиры: «В Японии железные дороги на 100% находятся в частных руках, и главным показателем там считается прибыльность. В Германии железные дороги на перспективу смогут эффективно хозяйствовать лишь в том случае, если сети и производство останутся вместе». При этом г-н Медорн привел пример Великобритании, где, как известно, уже борются с негативными последствиями проведенной излишне либеральной приватизации: там железные дороги перешли в собственность слишком многих участников рынка, что снизило контроль за технической безопасностью. «С этим мы никогда не согласимся», -- утверждал Хартмут Медорн.

По трагическому стечению обстоятельств вчера вечером в районе Мюнхена на скорости 200 км/час сошел с рельсов флагман подвижного состава немецких железных дорог экспресс InterCity. Поезд совершал рейс из Зальцбурга во Франкфурт. Среди 200 его пассажиров было много пострадавших.

Юрий ШПАКОВ, Берлин