Время новостей
     N°5, 15 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.01.2002
Между «Магниткой» и «Северсталью»
Таганрогский порт попал в стальные тиски
24 января в Москве будут подведены итоги аукциона по продаже 34,5% акций Таганрогского морского торгового порта (ТМТП) из тех 60%, что сегодня принадлежат государству. Срок подачи заявок истек, однако в Российском фонде федерального имущества отказываются назвать компании, вступившие в борьбу за морские ворота Таганрога. Впрочем, в самом порту газете «Время новостей» заявили, что почти наверняка заявки подали главные претенденты на ТМТП -- «Магнитка» и «Северсталь». Вдобавок к «железным» гигантам в списке вероятных участников аукциона фигурирует местный «Тагмет». А значит, в Таганрогском порту, по-видимому, будут хозяйничать металлурги, что вполне закономерно, поскольку 65--70% грузов, проходящих через ТМТП, -- это прокат, чугун и металлолом.

РФФИ завершил прием документов от желающих купить акции Таганрогского порта 28 декабря. Чиновникам фонда уже известен круг претендентов, но, как заявила вчера газете «Время новостей» начальник отдела аукционных торгов РФФИ, «эта информация закрытая, и официально ее нельзя получить нигде». «Более того, даже 24 января мы не станем называть прессе имена победителей аукциона, -- поясняют в РФФИ. -- Будут подведены лишь общие итоги: сколько компаний участвовало в аукционе, какое количество акций реализовано от общего числа выставленных на продажу и по какой цене».

Валерий Ерошенко, курирующий в администрации Ростовской области местное портовое хозяйство, также не знает, какие именно компании вступили в борьбу за ТМТП. Однако начальник морской администрации Таганрогского порта Константин Защитин согласился назвать газете «Время новостей» участников аукциона: «Предполагаю, что заявки скорее всего подали «Магнитка», «Северстальтранс» (компания, аффилированная с череповецкой «Северсталью». -- Ред.) и «Совфрахт». Возможно, еще «НИКойл».

Кроме этих компаний упоминается и Таганрогский металлургический завод («Тагмет»). Однако в Таганроге считают, что сейчас гендиректору «Тагмета» Сергею Бидашу не до покупки порта: у него снова началась война с владельцем блокирующего пакета акций завода -- столичной компанией «Альфа-Эко». На 20 января назначено внеочередное собрание акционеров «Тагмета», и Сергей Бидаш вроде бы уже отказался от претензий на морские ворота Таганрога. Отчасти эту информацию газете подтвердили и в областной администрации, сообщив, что среди участников аукциона, по их сведениям, нет ни одного донского предприятия.

Тем временем в Таганрогском порту наконец приступил к исполнению своих обязанностей новый гендиректор Сергей Козлов -- протеже Минтранса РФ и компании «Северстальтранс» (ей принадлежит сегодня 10% акций ТМТП). Избрание г-на Козлова сопровождалось скандалом. 27 декабря, в день проведения внеочередного собрания акционеров ТМТП, прежний гендиректор Виктор Морозов, которому ставится в вину сотрудничество с частными компаниями, аккумулировавшими прибыль от переработки 40--50% грузопотока порта, внезапно заболел. А оставленный им на хозяйстве главный инженер Александр Михайлов отказался впускать акционеров, в том числе «государственных», на территорию порта.

Параллельно по жалобе никому не известного владельца крохотного пакета акций ТМТП накануне внеочередного собрания таганрогский суд вынес определение, где рекомендовал это самое собрание не проводить. Тем не менее оно все-таки состоялось, и за Сергея Козлова было подано 94,5% голосов от 80% присутствовавших. Однако г-н Михайлов и после собрания продолжал руководить предприятием, а новоизбранный гендиректор смог в первый раз попасть на территорию порта лишь 8 января, и то при силовой поддержке вневедомственной охраны УВД Таганрога.

Впрочем, по словам Константина Защитина, сегодня ни о каком двоевластии в Таганрогском порту речи уже не идет. «Флот двоевластия не терпит, -- говорит он. -- На флоте даже комиссары после революции не смогли прижиться, потому что капитан должен быть только один. Нынешний хозяин порта -- государство, и оно разорвало свои контрактные отношения с г-ном Морозовым. Сегодня единственный полномочный руководитель порта -- это Сергей Козлов».

Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону