Время новостей
     N°129, 24 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.07.2007
Спутали полюсы
Детская ошибка чуть не погубила японскую лунную станцию
Старт ракеты-носителя H-IIA, которая должна была вывести в космос японский аппарат «Кагуя» («Селена»), перенесен на неопределенный срок. Планировалось, что этот запуск должен был состояться 16 августа этого года. Но сейчас Японское аэрокосмическое агентство (JAXA) и создававшая автоматическую лунную станцию фирма Mitsubishi Heavy Industries объявили, что берут вынужденную паузу. Причиной переноса стала детская ошибка инженеров и монтажников, которую многие из нас совершали в быту.

Японцам, можно сказать, повезло: этот ляп обнаружили, когда лунная станция была еще на Земле. Если бы «Кагуя» полетела с такой ошибкой в космос, то дорогостоящий аппарат был бы скорее всего потерян. Как сообщили в JAXA, инженеры тестировали спутник WINDS, который создавался по сходным технологиям. На тестах выяснилось, что электрический конденсатор WINDS установлен неправильно. При сборке спутника перепутали полюсы -- минус конденсатора вывели на плюс и, наоборот, плюс -- на минус. Нечто подобное иногда случается и с нами, когда, к примеру, мы меняем батарейки в пульте телевизора. Но нам-то проще -- переставил источники питания в правильном порядке, и все дела, а поменять полюса конденсатора на орбите уже не удалось бы.

WINDS начали чинить, а заодно проверили и «Кагую». Выяснилось, что и у нее та же самая проблема: конденсаторы неправильно стояли и на радиотрансляционном модуле, и на аппарате VRAD. Теперь их должны поменять. По-видимому, придется заново протестировать и всю автоматическую станцию. Таким образом, стартовать в августе японская лунная программа уже не успеет.

Любопытно, что у этой станции два имени: одно, так сказать, для внутреннего рынка, а другое -- на экспорт. В англоязычном варианте она называется SELENE -- сокращение от Selenological and Engineering Explorer, в переводе -- «селенологический и инженерный исследователь», японцы же знают ее под названием «Кагуя». Впрочем, для местной промышленности это довольно обычная практика. Например, многие автомобили из Страны восходящего солнца продаются под разными названиями на родине и за границей.

«Кагуя» -- это на самом деле не одна станция, а сразу три. После взлета аппарат сделает пару витков вокруг Земли, а потом перелетит на окололунную орбиту. После этого «Кагуя» должна разделиться: основной блок будет летать вокруг спутника нашей планеты на высоте около сотни километров, а два других перейдут на более вытянутые полярные орбиты. Радиомодуль, который будет находиться на удалении 2400 км от поверхности спутника, отвечает за связь исследовательских аппаратов с Землей, а VRAD на более низкой орбите займется измерением лунной гравитации и характеристик ионосферы. Основной блок будет в основном изучать химический состав лунной поверхности, а также исследовать крайне слабое магнитное поле этого небесного тела.

Японцы называют «Кагую-Селену» самым сложным лунным проектом со времен американских «Аполлонов». Если это и преувеличение, то не слишком большое. После того как советская и американская программы исследования Луны завершились (мы высадили на ее поверхность луноходы, а наши конкуренты -- астронавтов), единственный спутник Земли был надолго забыт. Пауза в исследованиях Луны привела к парадоксальному результату: сейчас про далекий Марс ученые знают подчас больше, чем про ближайшее к нам небесное тело. По крайней мере, в 2005 году ученые отмечали, что карты Красной планеты, сделанные на основе снимков нескольких экспедиций, стали гораздо подробнее, чем существующие планы Луны. Однако в ближайшие годы ситуация явно изменится: зарубежные космические агентства планируют отправить к Луне сразу несколько аппаратов.

Владимир ДЗАГУТО