Время новостей
     N°4, 14 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.01.2002
Подъездные пути
Геннадий Фадеев обещает реформ и денег
Пока кабинет готовится к ударной работе после затяжных праздников, глава МПС Геннадий Фадеев, как и положено новобранцу, проявляет максимум активности. За первую рабочую декаду он провел селекторное совещание, совершил инспекционную поездку в Санкт-Петербург и обозначил свои взгляды по ключевым вопросам отрасли. При этом г-н Фадеев показал себя не только знающим специалистом, что неудивительно, учитывая его послужной список, но и политически искушенным чиновником.

Пятничное селекторное совещание началось с «выстраивания» начальников железных дорог. Назвав приоритетом погашение долгов МПС перед бюджетами всех уровней (чем наверняка порадовал правительство и губернаторов), г-н Фадеев заявил, что «неисполнение обязательств по выплате налогов и сборов будет рассматриваться как несоответствие занимаемой должности». За кнутом тут же последовал пряник: министр выступил за направление средств, полученных железными дорогами от сдачи в аренду «объектов избыточной инфраструктуры» и оказания транспортно-экспедиционных услуг, на собственные нужды. Поскольку в 2002 г. планируется получить от подсобной деятельности почти 6 млрд рублей, местные железнодорожные начальники должны быть довольны. Рядовых работников г-н Фадеев порадовал намерением подтягивать зарплату в отрасли до уровня других естественных монополий, увеличив ее на 15% уже в феврале, и в 1,5 раза до конца года.

В ключевом вопросе -- реформы МПС -- г-н Фадеев показал себя ее горячим сторонником, заявив, что к концу этого года первый этап будет завершен, а с 2003 г. начнется второй. При этом он заметил, что это «долгая и кропотливая» работа и «ни в коем случае нельзя допустить такой ситуации, при которой в результате реформ могли бы пострадать люди или был бы нанесен ущерб интересам государства». С МЭРТ -- главным оппонентом Николая Аксененко -- по словам нового министра, согласованы три из четырех законопроектов, связанных с реструктуризацией МПС. Разногласия остаются лишь по вопросу приватизации железных дорог. К этому проекту есть замечания у ряда силовых ведомств, и г-н Фадеев оценил их как «обоснованные». Сам министр -- за сохранение железнодорожных путей, верхних строений и системы управления перевозками в госсобственности.

Поскольку именно приватизационный законопроект является ключевым, г-н Фадеев начал свою партию достаточно тонко, продекларировав готовность к сотрудничеству и с близкими к президенту силовиками, и с главным идеологом структурных реформ Германом Грефом. Столь же удачно был выбран и первый объект для инспекции -- Октябрьская железная дорога. Итоги совещания, которое провел министр в Петербурге в субботу, обрадовали двух губернаторов -- северной столицы и Ленобласти: г-н Фадеев пообещал, что сокращения "железнодорожных" инвестиций в эти два субъекта не будет. Учитывая нежное отношение Владимира Путина к своему родному городу, обещание нового главы МПС обогатить инвестиционную программу новыми объектами должно быть приятно и ему.

В утвержденном полтора года назад плане инвестиций дороги ставка делается прежде всего на реконструкцию магистралей, по которым экспортируется российское сырье и товары. В частности, необходимо срочно завершить электрификацию участков трасс на Мурманск, Эстонию, Латвию, к новым портам Ленинградской области. Ранее министерство намеревалось направить в 2002--2003 гг. около 15 млрд рублей (часть этих средств была направлена в минувшем году) на такую реконструкцию Петербургского железнодорожного узла, после которой он не будет нуждаться в модернизации несколько десятков лет.

Примерно половина этой суммы уйдет на строительство новых путей к питерскому торговому порту, а около трети -- на сооружение к 300-летию Петербурга нового Ладожского вокзала, который станет пятым действующим пассажирским терминалом города. В руководстве дороги считают, что без него нельзя увеличить грузовое движение. Именно этого добивается Ленобласть, лоббирующая два связанных проекта -- строительство новых железнодорожных подходов к порту Усть-Луга и сооружение железнодорожной паромной переправы из Усть-Луги в порт Мукран (Германия) через Калининград с грузооборотом 2,6 млн тонн в год.

Существующая неэлектрифицированная дорога позволяет вывести из Усть-Луги не более 1,5 млн тонн грузов. Генеральная схема развития порта предусматривает, что в 2010 г. здесь будет проходить 10 млн тонн грузов, и именно такую пропускную способность должны иметь новые пути и станция Лужская. Однако этих объектов, требующих 26 млн долларов, пока нет в инвестиционной программе МПС. Нет в ней и затрат на паром, для пуска которого на первом этапе нужно 62 млн долларов.

"Мощные подходы к морпортам нам необходимы", -- согласился г-н Фадеев. После беседы с министром глава Ленинградской области Валерий Сердюков сообщил, что МПС включит подходы и станцию в Усть-Луге в программу на 2003--2004 гг. Крайне лестно Геннадий Фадеев отозвался и о проекте парома, назвав его "самым выгодным для грузоотправителей". Однако дальше похвалы не пошел. На первый раз авансов выдано и так достаточно.

Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург, Иван ГОРДЕЕВ