Время новостей
     N°126, 19 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.07.2007
Нарышкину нашли национальный проект
Кураторство над строительством нефтепровода Восточная Сибирь -- Тихий океан перешло на уровень вице-премьера
Главе «Транснефти» Семену Вайнштоку удалось вывести реализацию проекта строительства нефтепровода из Восточной Сибири к побережью Тихого океана на правительственный уровень. По его просьбе премьер-министр Михаил Фрадков отозвал у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко функцию куратора этого проекта и передал ее вице-премьеру Сергею Нарышкину. Как рассказал «Времени новостей» источник в правительстве, сделано это было в основном для того, чтобы ускорить процесс согласования между различными министерствами и ведомствами вопросов по строительству и дальнейшей эксплуатации этого трубопровода. У МЭРТ, Минпромэнерго, Минтранса, Минрегиона и региональных властей далеко не всегда единая позиция, поэтому был необходим некий куратор, который решал бы все спорные вопросы, пояснил он. В пресс-службе Минпромэнерго инициативы «Транснефти» не комментируют. Правда, по информации «Времени новостей», министерство не слишком огорчилось из-за потери кураторства, ведь решение многих управленческих задач по проекту все равно останется в его компетенции.

Нефтепровод Восточная Сибирь -- Тихий океан (ВСТО) общей протяженностью 4,7 тыс. км и мощностью 80 млн тонн в год (на первом этапе будет проложено 2,77 тыс. км, мощность составит 30 млн тонн в год) уже давно объявлен в России стратегическим проектом. Основная его цель -- диверсификация рынков сбыта российской нефти. Под первую фазу проекта Сбербанк уже выделил «Транснефти» кредит на 220 млрд руб. (8,5 млрд долл.), в общей же сложности, по оценке г-на Вайнштока, она обойдется компании в 303 млрд руб. (11,6 млрд долл.). Подгоняемая правительством, «Транснефть» взялась реализовать проект максимально быстро. Строительство началось в середине прошлого года, а уже в июле нынешнего компания торжественно сообщила о прокладке 1000 км трубопровода. Завершение первой фазы намечено на конец 2008 года.

Нефтяники, в том числе «Транснефть», в мае этого года обратились к премьеру Михаилу Фрадкову с просьбой назначить куратора этого стратегического проекта, который взял бы на себя решение наиболее важных задач, находящихся в компетенции нескольких министерств и требующих длительных согласований между ними. После этого, говорит источник, г-н Вайншток написал письмо Владимиру Путину с этой просьбой. Президент в последнее время весьма трепетно относится к проекту ВСТО, он взял его под свой контроль и лично вносил правки в маршрут прокладки трубы в обход Байкала. Только в этом году Владимир Путин два раза встречался с г-ном Вайнштоком и обсуждал ход реализации проекта. Глава государства удовлетворил просьбу президента «Транснефти», и сегодня на заседании правительства, посвященном ВСТО, по сведениям источника, г-н Нарышкин будет представлен официально как куратор проекта.

По словам источника в правительстве, кандидатура г-на Нарышкина была выбрана потому, что кураторство над крупными промышленными проектами между вице-премьерами должно быть распределено равномерно. Остальные заместители г-на Фрадкова уже заняты: Сергей Иванов отвечает практически за всю промышленность, Дмитрий Медведев -- за недропользование и «Газпром», Александр Жуков -- за РЖД. А г-н Нарышкин сейчас только начинает становиться тяжеловесом, и проект ВСТО будет для него весьма кстати.

Сейчас перед правительством стоит несколько серьезных проблем, связанных с ВСТО. Прежде всего речь идет о разработке тарифа на прокачку нефти по первой нитке трубопровода Тайшет--Сковородино и далее по железной дороге до нефтеналивного терминала в Козьмино. Ранее «Траснефть» предлагала брать за прокачку тонны нефти около 38 долл. Сейчас, с удорожанием проекта с 6 до 11,6 млрд долл., тариф должен быть существенно выше, а значит, менее привлекателен для нефтяников. Кроме того, «Транснефть» до сих пор не может договориться с РЖД о введении единого сетевого тарифа в этом направлении, выгодного каждому из перевозчиков. Также не решен вопрос с наполняемостью второй нитки трубопровода мощностью 50 млн тонн в год, стратегически более важной, предполагающей прямые трубопроводные поставки нефти к тихоокеанскому порту.

Анна ГОРШКОВА