Время новостей
     N°4, 14 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.01.2002
Ожидание звездной судьбы
Новая палата -- новые хлопоты
В Совете Федерации послезавтра, 16 января, начнется совсем новая жизнь. Сенаторам предстоит принять регламент, закрепляющий превращение верхней палаты Федерального собрания в орган представительной власти, работающий на постоянной основе. Новым сенаторам, не имеющим в отличие от своих предшественников политического веса, предстоит зарабатывать авторитет себе и палате фактически заново.

Компания в сенате подобралась своеобразная. По подсчетам спикера палаты Сергея Миронова, на смену губернаторам пришли «профессионалы своего дела», «сильные личности»: 58 сенаторов обладают опытом парламентской работы, у 30 -- опыт работы в исполнительной власти, 11 -- экс-губернаторы либо их заместители, бывшие федеральные министры и их замы. Около 30 человек до сената возглавляли крупные компании. Спикер сената рассчитывает, что когда-нибудь в палате зажгутся звезды «федерального масштаба», которые составят неплохой кадровый резерв для правительства.

Впрочем, если говорить о дне сегодняшнем, к новому этапу своей деятельности СФ подходит не в очень хорошей форме. Г-н Миронов обеспокоен тем, что только восемь процентов населения испытывают доверие к СФ. Спикер пообещал приложить все усилия, чтобы сенат «занял достойное место в системе органов федеральной власти», сам же он «постарается восстановить доверие россиян к сенату».

Регламент, проект которого должен рассматриваться 16 января, как раз и должен способствовать повышению политического веса СФ. По новому укладу новые сенаторы в отличие от предшественников -- губернаторов, заезжавших в СФ на день-два, будут работать, по выражению одного из сенаторов, «по пятнадцать часов в сутки». Больше будет заседаний -- не раз в месяц, а два (а потом, быть может, и три, и четыре раза). Для обеспечения работой как можно большего количества сенаторов придуманы пять новых комитетов и столько же комиссий. Но это все новшества для внутреннего употребления.

Куда важнее то обстоятельство, что г-н Миронов намерен кардинально изменить роль сената в системе законодательной власти. Спикер считает, что 13% от общего числа ежегодно инициируемых палатой законов -- недостаточная для сената цифра. Правда, г-н Миронов пока не назвал приоритеты в сенатских законодательных инициативах, сообщив лишь, что «это будут важные для развития страны законодательные акты». Вице-спикер Валерий Горегляд допустил в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей», что «приоритетом в сфере законодательных инициатив может быть область развития федеративных отношений, в первую очередь реформа госстроительства», поскольку «это наша ниша, и СФ вполне может выступить локомотивом федеративной реформы».

Сенаторы хотят вмешиваться в законотворческий процесс с самого начала. Как сказал г-н Миронов, время, когда сенат принимал законы автоматически, закончилось. Валерий Горегляд в свою очередь сообщил, что «сенаторы будут подключаться к обсуждению законопроектов на стадии внесения законов в Госдуму, причем с первого чтения». Новый регламент СФ предусматривает возможность совместной работы парламентариев обеих палат. «Я как вице-спикер буду принимать участие во всех заседаниях Совета Госдумы, отражая интересы палаты, -- сказал г-н Горегляд. -- Вся наша работа будет увязываться с деятельностью Думы». Г-н Горегляд не боится, что сенат будет дублировать Думу: «Этого не произойдет, потому что у нас различные конституционные полномочия». При этом г-н Горегляд надеется, что на вмешательство сената в законотворческий процесс на ранней стадии «Дума будет реагировать конструктивно». Вместе с тем он признал, что «предвидятся некоторые сложности, Думе будет трудней: одно дело, когда думцы между собой договорились, другое -- надо еще позицию СФ учесть». Кроме того, г-н Горегляд признал, что «новому составу надо еще учиться и учиться через повседневную работу».

Действительно, сенату предстоит добиться, чтобы его в качестве полноправного участника законодательного и политического процесса признали в Кремле и Белом доме. С последним дело обстоит чуть проще. Обращение министра природных ресурсов Виталия Артюхова к г-ну Миронову с просьбой создать в СФ природоресурсный комитет -- своего рода признание повышения лоббистской роли сената. Пусть пока и единичное. А вообще-то у сената и сенаторов есть только один способ повышения своего влияния -- активное участие в законотворческом процессе и лоббистских играх. И тут могут возникнуть серьезные проблемы.

Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» эксперт Центра политических технологий Борис Макаренко, «у сената пока нет собственного политического лица -- в СФ собрались по большей части профессионалы-лоббисты, которые будут решать собственные лоббистские задачи». Андрей Рябов (Московский фонд Карнеги) считает, что сенат нового поколения в большей степени будут интересовать «корпоративные вопросы: налоговое, страховое законодательство, бюджет, кадровые назначения, относящиеся к компетенции сената», нежели «вопросы большой политики, объявление войны и мира -- то есть то, что относится к компетенции Совета Федерации». Г-н Рябов не исключает, что на определенном этапе «может возникнуть несовпадение между пожеланиями Кремля и личными лоббистскими пристрастиями сенаторов».

Г-н Макаренко недостатком сената считает также «множественную лояльность, когда один сенатор может одновременно зависеть от региона, администрации президента, полпреда, еще кого-нибудь, кто принимал участие в его назначении». От этого, уверен политолог, может «нарушиться главное -- связь с регионами, которая и без того существует больше на личностном уровне». Что в свою очередь, по предположению г-на Макаренко, приведет к глобальному конфликту, который выявится при первом же обсуждении бюджета.

Мария НИКИФОРОВА