Время новостей
     N°4, 14 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.01.2002
Открытие Латинской Америки
Бразилия проторит путь нашим истребителям
«Одним из самых многообещающих событий последних месяцев» называют в кругах российских экспортеров оружия официальные заявления бразильского президента, сделанные им накануне вчерашнего приезда в Москву. Глава государства говорит о том, что у России «большие шансы выиграть тендер» на поставки бразильской армии истребителей Су-35. Энтузиазм «генералов» российского ВПК понять несложно: возможность заключения с Бразилией соглашения о поставке Су-35 -- это не просто еще один крупный контракт. Последствия подобной договоренности могут быть куда более серьезными. Выбор Бразилии неизбежно повлияет и на итоги целого ряда истребительных тендеров в других регионах мира, участие в которых принимают сейчас самолеты семейства «Су». И в этом случае общие объемы новых заказов российской авиастроительной области могут возрасти сразу на несколько миллиардов долларов.

Впрочем, победа наших истребителей в бразильском тендере даже и сама по себе стала бы одним из крупнейших успехов российского ВПК на мировом рынке. Москва ужу давно пытается «открыть» Латинскую Америку для своего оружия. По прогнозам российских военных экономистов, этот регион на ближайшее десятилетие становится весьма соблазнительным рынком: только на закупки авиационной техники латиноамериканские страны будут вынуждены тратить в среднем до 1 млрд долларов ежегодно. Однако, несмотря на все усилия, реальные успехи нашей оборонки в регионе оставались довольно скромными. Объем военных поставок в ту же Бразилию за все постсоветское десятилетие ограничился цифрой в 10 млн долларов -- именно на такую сумму в 1994 году бразильской армии были поставлены переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла».

Впервые боевые самолеты фирмы «Сухой» появились в бразильском небе еще в 1998 году. Возвращаясь на родину с международного авиасалона в Чили, два истребителя, Су-30 и Су-35, задержались на пару дней на бразильской авиабазе Анаполис. В ходе демонстрационных полетов бразильские военные усиленно нахваливали наши боевые машины, но -- не более того. Дело было даже не в том, что российской авиатехнике противостояли в бразильском тендере исключительно серьезные противники -- США с истребителем F-16, французы с «Миражом-2000» или шведы с «Гриппеном». Как раз в небе Су-35 ничуть не уступал соперникам, сложнее было конкурировать на земле. Ведь собственная авиационная отрасль Бразилии имеет исключительно тесные связи с французским ВПК (Франции принадлежит около четверти активов главной бразильской авиастроительной компании Embrayer). И Париж неоднократно давал понять, он не допустит того, чтобы столь серьезный контракт, предполагающий закупку 24 истребителей на общую сумму до 700 млн долларов, достался конкурентам. В этой связи шансы на победу «Рособоронэкспорта», представляющего в Бразилии интересы наших авиастроителей, казались довольно призрачными.

Именно поэтому-то заявление бразильского президента Фернанду Энрике Кардозу перед визитом в Россию и вызвало такой фурор. Ведь, по словам г-на Кардозу, окончательное решение будет приниматься «на основании объективных предпосылок и будет начисто лишено какой-либо политической подоплеки». Более того, президент не преминул пожурить Париж за то, что «все посчитали, что пойдет игра краплеными картами: раз у французской фирмы «Дассо» (именно она и выпускает участвующий в тендере истребитель «Мираж-2000». -- Ред.) есть акции бразильской самолетостроительной компании «Эмбрайер», то и исход тендера уже заранее решен». Конечно, столь деликатная область бизнеса, как торговля оружием, вполне допускает использование подобных информационных «вбросов» для манипуляции конкурентами: можно предположить, что слова г-на Кардозу были адресованы именно французам, чтобы, вызвав их «ревность», сделать их посговорчивее при обсуждении будущего контракта. Однако само то, что, по словам бразильского президента, главным критерием выбора «будет очевидная выгода для нашей страны, и не просто с точки зрения приобретения хорошего самолета, а с точки зрения увеличения производства в стране в целом», подтверждает его серьезный интерес как раз к российскому предложению. Поскольку именно Москва соглашалась не только на продажу готовых истребителей, но и на «пакетную передачу» технологии их изготовления. Кстати, именно эта схема сейчас задействована не только на бразильском тендере, но и при продвижении истребителей семейства «Су» на переговорах с Южной Кореей, Малайзией, Сингапуром и Индонезией. Судьба этих контрактов в значительной степени будет зависеть от выбора Бразилии.

Юрий ГОЛОТЮК