Время новостей
     N°123, 16 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.07.2007
Человек, изменивший взгляд на фотографию
7 июля в возрасте 81 года скончался Джон Жарковски -- один из значительнейших деятелей фотографии ХХ века, человек, при жизни ставший легендой. Жарковски родился в 1925 году в небольшом городке в Висконсине, взял в руки камеру в 11 лет, участвовал во второй мировой, изучал историю искусств, работал музейным фотографом. В 1962-м знаменитый фотограф, руководивший отделом фотографии Музея современного искусства, Нью-Йорк (МОМА), Эдвард Штайхен выбрал его своим преемником.

За тридцать лет работы в музее Жарковски смог кардинально изменить представления общества о фотографии, он первым отметил и поддержал фотографов, которых теперь называют великими, курировал революционные выставки, написал книги, которые легли в основание современной истории фотографии, создал образцовые эссе. Его влияние на нынешнее состояние умов гораздо сильнее, чем труды многих известных теоретиков, -- Жарковски вмешался в основы, разрушил стереотипы (создав на их месте новые), и в результате его личный взгляд на фотографию стал общественным явлением. Он практически в одиночку сделал так, что в фотографии более всего стали ценить выразительность и уникальный взгляд, а не шокирующую силу, источник информации, способ повлиять на мир и человечество или абстрактную красоту. Новое ощущение мира, в котором уже не могло быть единого представления о прекрасном, было близко буйному духу 1960-х.

Жарковски открыл новую страницу американского искусства революционной выставкой "Новые документы" в 1967 году -- с нее началась история успеха блистательных мастеров: Дианы Арбус, Ли Фридландера, Гарри Виногранда. Словно фокусник из шляпы, буквально из воздуха извлекал он новых звезд. Кажется, только его внимания они и ждали, кое-кто довольно долго: одним из первых и, может быть, самым эффектным открытием Жарковски, едва заступившего на свой пост, был почти семидесятилетний француз Лартиг -- любитель, всю жизнь не расстававшийся с камерой. Выставляя в музее работы, не считавшиеся художественными, «всего лишь» зафиксировавшие мгновение, случайно сложившиеся тени, обычную жизнь, куратор сталкивался с жесткой критикой -- то, что казалось ему чудесным, многие считали банальным и неинтересным, слишком простым. Зато его позиция привлекала фотографов, в том числе и знаменитых: персональные выставки в МОМА стали почти обязательными в биографиях звезд -- не только американских, но и французских, долгие годы не слишком привечаемых своими великими музеями. Он внес свой вклад в признание классиков американской фотографии -- Уолкера Эванса и Эдварда Вестона. Признанный великим куратором, свою роль в карьерах великих не переоценивал и художниками не манипулировал, сознавая приоритет произведения перед любыми способами его интерпретации.

Свои идеи Жарковски развивал в 1976-м выставкой "Зеркала и окна", анализируя способы реакции фотографа на мир. Одну из самых знаменитых его работ -- выставку «Вглядываясь в фотографию. 100 снимков из коллекции Музея современного искусства" (1973) -- несколько лет назад показывали в Пушкинском музее. И тридцать лет спустя она выглядела совершенно актуальной. А многократно переизданный на разных языках каталог, переведенный наконец и на русский, стал у нас ключом к познанию фотографической истины. В стране, где до сих пор не позаботились ни свою историю фотографии написать, ни чужую перевести, особенно ценно это (как сказано в предисловии) "руководство, способствующее более глубокому пониманию достижений и возможностей фотографии".

В 1991 году Жарковски ушел на пенсию, став почетным директором фотографии МОМА. Его бурная кураторская деятельность затмила собственные фотографии, но в 2005--2006-м ретроспективу работ удалившегося от кураторских подвигов мастера показывали в крупных музеях Америки.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ