Время новостей
     N°3, 11 января 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.01.2002
«А» и «Б» сидели на трубе
У British American Tobacco осталось только два дистрибьютора
Один из крупнейших игроков российского табачного рынка -- компания British American Tobacco (BAT) официально объявила вчера о втором за последние полгода изменении системы дистрибуции. Тройку эксклюзивных дистрибьюторов продукции компании покидает «Савва Юнивесл». Правда, в отличие от летней реформы на этот раз, похоже, инициатива исходит от дистрибьютора.

British American Tobacco принадлежит в России три фабрики: «БАТ-Ява» в Москве, БАТ-СТФ в Саратове и «Ротманс-Нево» в Санкт-Петербурге. Основные бренды компании в России -- «Ява», «Ява Золотая», Pall Mall, Lucky Strike, Kent, Vogue. В 2000 году объем продаж компании составил 41 млрд штук сигарет, итоги за 2001 год пока не объявлены.

Вчера BAT официально заявила, что одна из трех компаний -- эксклюзивных дистрибуторов, «Савва Юнивесл», в ближайшее время продаст свои права двум другим -- СНС и «Тюсом». В пресс-релизе BAT говорится, что «руководство «Савва Юнивесл» приняло решение о корректировке концепции дальнейшего развития компании в сторону расширения ассортимента продаваемой продукции». То есть «Савва» решила торговать продукцией не только BAT.

Сумму сделки ни одна из сторон не оглашает. В дистрибьюторских кругах ее оценивают «более чем в 5 млн долларов».

Еще летом BAT из пяти своих эксклюзивных дистрибьюторов, которые продавали до 95% продукции компании, выбрала только трех. Причины этого не назывались, однако решение связывалось с желанием компании более активно продвигаться на региональных рынках. Теперь из этой «большой тройки» осталось лишь два дистрибьютора.

В BAT к уходу одного из трех эксклюзивных дистрибьюторов относятся более чем спокойно: «Остаются две компании, доказавшие свою приверженность работе с нами и имеющие сильные региональные сети, -- заявил газете «Время новостей» директор по корпоративным отношениям BAT Владимир Аксенов. -- Мы не видим в случившемся никаких проблем». По его словам, сокращение числа поставщиков никак не отразится на розничных ценах на продукцию компании. Искать же третьего BAT не собирается.

«Савва Юнивесл» -- очень сильный игрок, один из ведущих на рынке, обладающий большими возможностями, -- заявил газете «Время новостей» глава ассоциации табачных дистрибьюторов «Грандтабак» Сергей Шелехов. -- Теперь он будет работать с несколькими компаниями. «Савва» имеет право на такие ходы».

По некоторой информации, несколько лет назад компании СНС и «Тюсом» были аффилированными структурами. Сейчас в BAT отрицают эту информацию, говоря, что «это две независимые компании с собственной политикой на рынке». Мнения же игроков рынка дистрибуции о степени близости двух теперь уже эксклюзивных поставщиков продукции BAT расходятся. Именно поэтому в дистрибьюторских компаниях склонны видеть ситуацию в совсем других красках: «Это ужасно для производителя, -- заявил нам на условиях анонимности владелец одной из крупнейших дистрибьюторских компаний. -- Фактически BAT сделала ставку на одну компанию -- СНС. Неизвестно, как поведет себя дистрибьютор в такой ситуации, не начнет ли он пытаться диктовать свои условия».

Ни в самой «Савва Юнивесл», ни в СНС, ни в «Тюсом» событие не комментируют.

Впрочем, что бы ни стояло за вторым за полгода серьезным изменением системы дистрибуции одного из крупнейших игроков, это скорее всего только начало серьезного передела рынка. «Многие дистрибьюторы в этом году начнут повторно выбирать, с кем работать, -- говорит г-н Шелехов. -- И до апреля будет озвучено еще не одно решение, подобное вчерашнему».

Анфиса ВОРОНИНА