Время новостей
     N°117, 06 июля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.07.2007
Служебные расходы
Министерство обороны накажет рублем выпускников военных училищ, не ставших офицерами
Чтобы удержать офицеров в армии, российское военное ведомство, а с его подачи и правительство решили действовать силой рубля. 25 июня этого года правительство утвердило «Методику исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан в военных образовательных учреждениях профессионального образования». Постановление №402, утверждающее методику, вступило в силу 1 июля 2007 года. С этого дня курсант военного училища, института или университета, отчисленный за недисциплинированность, неуспеваемость или тривиальное нежелание учиться, должен возместить все, что на него потратило государство. Это условие касается и тех, кто во время учебы отказался заключать с военным ведомством контракт, чтобы служить дальше офицером, и тех, кто после учебы уволен раньше срока, оговоренного в контракте.

Расходы, которые потребуется компенсировать, громадны: на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению или используемых во время учебы, а также затраченные на содержание элементов тренажерной базы. Кроме того, на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе. И наконец, расходы на содержание преподавателей -- оклад, процентная надбавка, стоимость военной формы педагога. Далее в методике приводятся довольно сложные формулы расчетов указанных сумм.

Вроде бы шаг для рыночной экономики правильный: за все надо платить. Однако создатели методики наверняка понимали, что суммы для молодых людей неподъемные. Затраты, например, на подготовку летчика на самолете Л-39 при налете 100 часов -- больше 7 млн руб. Может быть, расчет и был на то, что подписавший контракт теперь не вырвется -- ему просто не заплатить. Но вот конкурс в военные учебные заведения, и без того небольшой, теперь вряд ли повысится. Даже юноши, искренне желающие стать офицерами, теперь призадумаются: а вдруг и они по каким-то причинам, не желая того, попадут в военно-финансовый капкан.

В кадровой политике Минобороны последних месяцев явно просматривается некоторая противоречивость. Одной рукой удерживая офицеров, другой военное ведомство активно выталкивает из вооруженных сил. Недавно вышли два "антивоенных" распорядительных документа. Не в смысле против войны, а против военнослужащих. Прошли они тихо, что называется, без шума и пыли. Общественность о них не осведомлена, сами же военные восприняли документы как приказ, который не обсуждается, а выполняется. Один из таких документов -- президентский указ №364 от 19 марта 2007 года. Он внес изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное указом президента РФ от 16 сентября 1999 года №1237. По нему с 1 января 2008 года сроки нахождения в любом воинском звании возрастут на целый год. Тем, кто рассчитывал обмыть новые звезды в 2008 году, придется перенести торжество на год.

Чтобы получилось наглядно, произведем несложные арифметические действия и получим: путь от лейтенанта до полковника займет 18 лет вместо прежних 13. Три большие звезды на погон (при благоприятном расположении звезд на небе) офицер сможет получить не в 35 лет, как раньше, а в 40. У одних этот путь может быть короче, если какое-то звание ему присвоят досрочно. Даже занявшим генеральскую должность, чтобы получить лампасы, нужно будет прослужить в новой должности не год, как прежде, а два. В армии и на флоте офицеры недоуменно разводят руками. Только-только начало уменьшаться число молодых офицеров, покидающих вооруженные силы досрочно...

Напомним: сократил сроки пребывания в воинском звании в 1999 году первый президент России Борис Ельцин. Отчасти это была популистская мера, но не только -- надо было хоть как-то удержать бегущих из армии офицеров. Ни упавший престиж службы, ни мизерные оклады их, естественно, не привлекали. Но и сегодня деньги, которые платят военным, нельзя считать достаточными. А обещанное повышение в полтора раза за полтора года съест рост цен. Это несложно подсчитать.

Инициаторы удлинения сроков получения очередных воинских званий говорят: при нехватке кадров офицер не успевал набраться опыта в одной должности, а его уже повышали. Слишком быстрый карьерный рост. До выхода указа, говорят в Минобороны, командиром части можно было стать, когда еще "молоко на губах не обсохло". Возможно. Так и оставили бы более медленное продвижение для старших офицеров, а юных честолюбивых лейтенантов и капитанов зачем томить?

Понятно, что вместе с удлинением сроков следовало объявить о значительном повышении окладов по воинским званиям, но этого не случилось. Лейтенант сегодня получает за свои две звездочки менее тысячи рублей, разница между ним и младшим лейтенантом -- полторы сотни рублей. Какой тут стимул? Не исключено, что указ будет способствовать оттоку офицеров. Во всяком случае, большинство из них указ восприняли болезненно.

Как при советской власти колбаса дорожала «по многочисленным просьбам трудящихся», так теперь антиофицерские действия верхов происходят на фоне регулярных заявлений о заботе об офицерском корпусе. Военные пенсионеры в шутку предполагают, что, удлиняя «звездные» сроки, руководство Минобороны решило найти средства для компенсации продпайка. Стоимость его не была включена в расчет военной пенсии, что противоречит существующему законодательству. Особенно активные военные пенсионеры подсчитали, что государство задолжало каждому из них более 2 тыс. долл. Часть пенсионеров отсудила эти деньги, но большинство остались ни с чем.

Еще летом прошлого года президент поручил министру финансов Алексею Кудрину решить проблему пайковых. Однако в трехлетнем бюджете и речи нет о компенсации задолженности правительства. Минфин понял поручение президента по-своему и решил денежную компенсацию взамен продовольственного пайка включить в оклад по воинскому званию (опять звание). Компенсация составит чуть более 600 руб. Но даже эта сумма никак не повлияет на размер военной пенсии. Она лишь включена в расчеты при начислении пенсий. Да и эту мизерную прибавку съест инфляция.

Как тут не припомнить монетизацию льгот, борьбу против которой офицерский корпус также проиграл. Но сейчас-то есть Общественный совет при Министерстве обороны, одна из комиссий которого имеет право давать оценку проектам законодательных актов, которые рождаются в недрах военного ведомства. А все они, в том числе и «военные» указы президента, изначально пошли именно оттуда. Как сказал «Времени новостей» председатель комиссии Общественного совета по политике безопасности и проведению общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, разрабатываемых в Минобороны России, Виталий Шлыков, эти законопроекты ему и членам его комиссии не показывали. «Вообще ничего не показывали, -- говорит Виталий Васильевич. -- Но, думаю, это не от злого умысла, а от отсутствия должной организации».

У Общественного совета нет своего аппарата, вот и не добыли спорный документ. Но у Минобороны-то аппарат есть, и весьма солидный. Всего-то и надо было пригласить г-на Шлыкова и познакомить с проектом. Или просто послать ему текст по электронной или обычной почте, факсом.

Виталий Шлыков говорит, что, скорее всего, согласился бы с новым законопроектом, поскольку нынешние сроки нахождения в воинском звании приближаются к европейским стандартам. Но, считает член Общественного совета, все же надо было проект указа обсудить, довести его до офицеров и выслушать их мнение. От себя добавим, что оклады и социальный статус российского офицера далеки от европейских, поэтому и к срокам подход должен быть иным.

Еще одним последствием появления антиофицерских актов может стать их политизация: во время выборов в Госдуму, да и президентских на них вполне можно сыграть.

Николай ПОРОСКОВ