Время новостей
     N°110, 27 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.06.2007
«Роспотребнадзор» не сдается
Геннадий Онищенко обещает применить к банкам новые меры воздействия
Центробанк договорился с Генпрокуратурой о совместном участии в защите прав заемщиков банков и проведении проверок в кредитных организациях, на которые поступают жалобы обиженных клиентов. Об этом заявил вчера руководитель «Роспотребнадзора» Геннадий Онищенко, подводя итоги совещания, посвященного защите прав в сфере потребкредитования. Означает ли это, что в банки, на которые поступает больше всего жалоб, теперь вместе с проверяющими из Центробанка придут и работники Генпрокуратуры, из его слов не ясно. Зато г-н Онищенко назвал две кредитные организации, на которые чаще всего жалуются, -- «Русский стандарт» и «Хоум кредит энд Финанс банк». И хотя пока оба лидера рынка в основном выигрывали судебные дела, связанные со спорами по кредитным комиссиям и штрафам, «Роспотребнадзор» это не останавливает: г-н Онищенко рассчитывает на реванш и обещает не только продолжать судебные тяжбы, но и публиковать жалобы граждан на банки.

Вчерашнее совещание «Роспотребнадзора» касалось правовых аспектов защиты прав в сфере потребительского кредитования, сообщил г-н Онищенко Интерфаксу. На нем присутствовали представители Генпрокуратуры, Высшего арбитражного суда, Банка России. По его словам, в ходе совещания Банк России и Генпрокуратура «договорились о совместных действиях по обмену информацией и проведению надзорных мероприятий по защите получателей кредитов».

Центробанк с 1 июля действительно будет целенаправленно проверять кредитные договоры банков с частными лицами. С момента введения требования о раскрытии эффективной ставки по кредиту (то есть полной его стоимости) регулятор начнет выборочно проверять кредитные договоры банков, сказал в понедельник руководитель департамента банковского надзора ЦБ Алексей Симановский. Но вряд ли у Генпрокуратуры достаточно свободных сотрудников для регулярных проверок каждого банка, выдающего кредиты. Впрочем, по словам г-на Онищенко, наибольшее число жалоб потребителей поступает на «Русский стандарт» и «Хоум кредит»: «Так, по информации территориального управления «Роспотребнадзора» по Красноярскому краю, за первое полугодие зафиксировано более 700 обращений граждан, из них 560 -- это жалобы на банк «Русский стандарт».

Этим банкам «Роспотребнадзор» не раз предписывал изменить типовой кредитный договор, избавив его от «лишних», по его мнению, комиссий за ведение ссудного счета и штрафов за просрочку платежей. Стоит отметить, что банки постепенно меняют свои предложения, иногда снимая комиссию за ведение ссудного счета, но о том, чтобы отказаться от нее совсем, речи не идет -- это статья дохода. Поэтому и «Хоум кредит», и «Русский стандарт» оспаривают в суде предписания «Роспотребнадзора» и его отделений, а также отстаивают свои позиции перед заемщиками. Пока по делам, рассматриваемым в Москве, счет с небольшим перевесом в пользу банков. Например, вчера «Русский стандарт» выиграл суд, касающийся взимания дополнительных комиссий по кредитным картам, а на днях -- суд по комиссиям за ведение ссудного счета и штрафам по потребкредитам. Но «Роспотребнадзор» сдаваться не собирается и хочет продолжать суды в следующих инстанциях.

В борьбе за правое дело он готов даже ухудшить положение тех самых потребителей, о защите которых говорит в суде. Чего только стоит одна апелляция ведомства к тому, что по закону банк может потребовать за просроченный платеж по кредиту возвратить его в полном объеме досрочно, но никак не штрафовать клиента. Именно такую позицию представители службы высказывают в судах. Было бы интересно услышать мнение Центробанка об этой идее, ведь клиентов, просрочивших кредиты хотя бы на день, у каждого банка не одна сотня и отзывать все кредиты только потому, что заемщик просрочил платеж на день, по меньшей мере нелогично. А как отреагирует заемщик, у которого вместо штрафа потребуют в течение короткого срока вернуть весь кредит, представить может любой.

Пока глава «Роспотребнадзора» уверен в своей правоте, он пробует разные методы работы с непослушными банками. «Спешу уведомить, что мы просто будем применять практику публикации конкретных жалоб на действия этого банка, -- сказал вчера Геннадий Онищенко. -- Уверяю, что сюжеты многих драматических произведений русской литературы поблекнут перед той суровой реальностью взаимоотношений, о которых повествуют граждане страны, касаясь действий на рынке потребительского кредитования».

Елена ХУТОРНЫХ
//  читайте тему  //  Банки