Время новостей
     N°110, 27 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.06.2007
3,8 миллиарда за услугу
«Юнитекс» выгодно перепродал «Роснефти» активы ЮКОСа
Выкуп активов ЮКОСа вне проводившихся весной аукционов дорого обходится «Роснефти». Вчера компания сообщила, что подписала договоры с фирмой «Юнитекс» о приобретении сбытовых сетей из 495 АЗС и восьми нефтебаз в центральном регионе за 16,3 млрд руб. (628 млн долл.) и конкурсным управляющим ЮКОСа Эдуардом Ребгуном о покупке южных активов ЮКОСа, в том числе 100% «Ставропольнефтепродукта», за 4,9 млрд руб. (188 млн долл.). Причем в первом случае госкомпания вынуждена предложить «Юнитексу» на 30% больше цены, установленной в ходе торгов. А во втором случае -- платить по цене победителя аукциона компании «Промрегион холдинг», аффилированной с менеджментом ЛУКОЙЛа, которая, как известно, не смогла получить разрешение Федеральной антимонопольной службы на приобретение южного лота. Впрочем, эксперты отмечают, что, несмотря на большую премию, «Роснефть» сделала весьма выгодные покупки, позволяющие ей занять второе место по количеству АЗС в России после ЛУКОЙЛа.

Аукционы по продаже сбытовых сетей и южных активов ЮКОСа состоялись в начале мая. В торгах по южному лоту (100% «Ставропольнефтепродукта», блокпакеты в краснодарских энергетических компаниях, лицензия на черноморский участок «Вал Шацкого», 51% в «Ю-Кубань» и 49,9 % в «Каспийской нефтяной компании») «Роснефть» принимала участие через свою «дочку» ООО «Нефть-Актив». Однако в ходе аукциона нефтяная компания довольно быстро уступила «Промрегион холдингу». Как говорили тогда в «Роснефти», платить 4,9 млрд руб. за такие активы не имело смысла. Но уже через несколько недель, когда ФАС запретила «Промрегион холдингу» выкупить эти активы и конкурсный управляющий предложил «Роснефти» тот же самый лот по цене победителя, госкомпания сразу заявила о готовности его приобрести.

Участвовать в торгах по продаже 16 автозаправочных сетей ЮКОСа в Москве, Санкт-Петербурге, Брянской, Белгородской, Липецкой, Воронежской, Ульяновской, Пензенской и Тамбовской областях, а также сбытовой сети авиатоплива «Роснефть» отказалась в самый последний момент. В компании это объяснили непрозрачностью финансовых потоков этих предприятий. В итоге за заправки сражались три компании: Shell, ТНК-ВР и никому не известная «Юнитекс». Последняя обыграла в двадцатиминутной борьбе англо-голландский концерн, предложив за лот 12,46 млрд руб.

Причины, заставившие нефтяную компанию переплатить больше 3,8 млрд руб., в «Роснефти» не называют, отмечая лишь, что «это та цена, которую компания готова была заплатить». Из всего лота «Роснефть» отказалась лишь от пяти предприятий: ростовской нефтебазы «Ростов-Терминал», компании «Энергосервис», осуществляющей обслуживание и реконструкцию электростанций, двух предприятий, занимающихся реализацией авиатоплива («Авиатерминал» и «ЮКОС Авиэйшен-Маркетинг»), а также фирмы «Агронефтипрокунт». Как отметил представитель «Роснефти», эти активы были компании неинтересны.

Новые приобретения позволят «Роснефти» увеличить количество собственных АЗС почти до 1,2 тыс. Это сопоставимо с самой большой в России заправочной сетью ЛУКОЙЛа, состоящей примерно из 1,6 тыс. АЗС. «Учитывая, что у этих сетей уже имеются свои нефтебазы и отлажены схемы поставок сырья, сделки «Роснефти» можно назвать достаточно выгодными, -- отмечает глава Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. -- Тем более что сейчас в центральном регионе практически нет новых незанятых площадок под заправки и компании могут делать новые приобретения только на вторичном рынке» Однако определить, насколько рыночной была цена сделки, он отказался. «Мы не знаем, что стоит за ней, какие механизмы привлекались, чтобы ее закрыть», -- подчеркнул он, отметив лишь, что в Москве и Санкт-Петербурге готовая заправка может обойтись компании не меньше 3 млн долларов.

Анна ГОРШКОВА
//  читайте тему  //  Дело ЮКОСа