Время новостей
     N°105, 20 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.06.2007
"Не лучший управляющий"
МВФ раскритиковал Россию за рост бюджетных расходов и госвмешательство в экономику
Международный валютный фонд (МВФ) наконец опубликовал на своем сайте отчет об анализе российской экономики. Больше трех недель понадобилось экспертам, чтобы обобщить все то, что они за полмесяца смогли прочитать в статистических отчетах и услышать в российских экономических ведомствах. Диагноз противоречивый.

С одной стороны, серьезных угроз российской экономике пока нет (рост ВВП в этом году прогнозируется на уровне 7%, а может, даже и больше), с другой -- растущие бюджетные расходы, усиление влияния государства в экономике может угрожать стабильности в будущем. Особенно если упадут цены на нефть. Часть рекомендаций экспертов фонда -- вполне в русле намерений, по крайней мере публичных заявлений высокопоставленных российских чиновников, например, о приоритете борьбы с инфляцией, повышении эффективности бюджетных расходов или усилении контроля государства на рынке потребительского кредитования. Однако другая часть советов явно противоречит нынешнему вектору российской экономической политики, а потому абсолютно нереализуема. Главным образом это касается объемов бюджетных расходов.

МВФ, который готовит доклад по России каждый год, постоянно с момента начала роста мировых цен на нефть настаивает на максимальной осторожности при увеличении расходов казны, советует российскому правительству не ослаблять бюджетную политику, в том числе для того, чтобы не разгонять инфляцию. Однако сейчас, когда менее чем за год до выборов парламента и президента расходные статьи бюджета раздулись до предела, риторика экспертов фонда кажется максимально жесткой. Они советуют, например, вообще не увеличивать расходы бюджета 2007 года, что, понятно, абсолютно невыполнимо.

Правительство уже полным ходом реализует положения апрельского послания Владимира Путина Федеральному Собранию, в котором он предложил выделить дополнительно несколько сотен миллиардов рублей на решение насущных задач. Например, президент поручил направить уже в этом году 300 млрд руб. на капитализацию институтов развития, в частности, Банка развития, инвестиционного фонда, Российской венчурной компании. Кроме того, согласно подготовленным поправкам в бюджет-2007, 10 млрд руб. предполагается ассигновать дополнительно на расселение обитателей аварийного жилья и ремонт ветхого жилого фонда. Еще 30 млрд руб. -- на дорожное строительство и 1 млрд руб. -- на реализацию проекта создания президентской библиотеки. Также, как говорил министр финансов Алексей Кудрин в минувший понедельник на встрече президента с членами правительства, средства выделяются на уточнение программ, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов.

С точки зрения макроэкономики эксперты МВФ, видимо, полностью правы, но российские реалии, а именно запущенность инфраструктуры, социальной сферы, бедность, наконец, не позволяют следовать чистой экономической теории. Правительство вынуждено идти по острию лезвия, чтобы и расходы наращивать, и сохранять стабильными макроэкономические показатели. И пока, судя по этим самым показателям, получается.

Правда, один из них, как ни старается правительство, но взять под контроль так и не удается. Все больше растет неуверенность в том, что по итогам года инфляцию удастся удержать в рамках прогноза -- 8%, хотя правительство продолжает настаивать на нем, да и МВФ придерживается своих расчетах такого же мнения. По итогам пяти месяцев рост потребительских цен был ниже уровня соответствующего периода прошлого года (4,7% против 5,9). Но исключительно за счет показателей января--марта. Инфляция в апреле и мае неожиданно превысила прошлогодние цифры (0,6 против 0,4%, 0,6 против 0,5% соответственно). Аналогичная ситуация, как признал в понедельник министр финансов Алексей Кудрин, может сложиться и в июне.

По словам министра, «сейчас основная надежда на Центробанк и его методы регулирования». Эксперты МВФ более конкретны. "Мы считаем целесообразным рекомендовать ЦБ РФ в своей политике вновь ориентироваться прежде всего на инфляцию. Это означает, что не следует вмешиваться в поведение обменного курса, позволив рублю дорожать столько, сколько требуется, чтобы инфляция оставалась в заданных рамках», -- говорится в отчете. В МВФ считают важным «удержать инфляцию от повышения в течение ближайших месяцев». «Это означает, - пишут эксперты, - что нельзя откладывать переориентацию кредитно-денежной политики».

При этом в МВФ уверены, что укрепление рубля не скажется на конкурентоспособности российских товаропроизводителей. Нелишне отметить, что многие экономисты уверены в обратном.

Нельзя не согласиться в докладе МВФ с тем, что правительству хорошо бы внимательнее отнестись к эффективности бюджетных расходов. Эксперты фонда, призывая «рассмотреть вопрос о том, способствуют ли предлагаемые расходы эффективному использованию нефтяных богатств России и долгосрочному росту», не утверждают, что деньги разбазариваются. Хотя и намекают, что если уж и тратить, то на другие цели. «Нас беспокоит, что некоторые эти расходы приведут к заметному увеличению масштабов вмешательства государства в экономику», -- читаем в отчете. При этом отмечается низкая эффективность госуправления. «...Низкие показатели работы нефтяного сектора на фоне усиления государственного контроля в последние годы в совокупности со столь же мало обнадеживающими результатами работы контролируемого государством газового сектора в течение гораздо более длительного периода резко контрастируют с динамичным до недавнего времени ростом частного энергетического сектора».

«Это позволяет предположить, что государство, возможно, не лучший управляющий для этой важной отрасли», -- дипломатично отмечают эксперты МВФ. Не менее важным представляется и другой вывод миссии. «Кроме того, говоря об обычных государственных расходах, финансирующих стандартные функции государства, мы сомневаемся в эффективности их значительного роста в ситуации, когда задерживается реализация ключевых реформ, направленных на повышение эффективности работы государственного сектора. Трудность обеспечения поддержки таким реформам иллюстрируется очень быстрым ростом занятости в государственном секторе за последние четыре-пять лет, что абсолютно противоречит долгосрочной цели правительства по сокращению такой занятости».

В конце доклада эксперты фонда уже прямо говорят, что «новому правительству предстоит... придать новый импульс реформам -- гражданской службы, административной, естественных монополий, здравоохранения и образования».

Не секрет, что сегодня отношение российских властей к МВФ и его докладам принципиально иное, чем во времена, когда кредиты фонда удерживали на плаву российский бюджет. Тогда невыполнение рекомендаций грозило отказом в столь необходимой финансовой поддержке. Но и сейчас правительству не мешало бы прислушиваться к оценкам и предупреждениям экономистов, куда лучше чиновников разбирающихся в премудростях рыночной экономики. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен.

Михаил ВОРОБЬЕВ