Время новостей
     N°104, 19 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.06.2007
Подарок частным акционерам
Семен Вайншток обещает увеличить дивиденды на акции «Транснефти»
«Транснефть» решила компенсировать владельцам привилегированных акций потери от размывания их доли в уставном капитале после слияния с «Транснефтепродуктом» и пообещала в скором времени значительно увеличить объем дивидендов. «Через пару лет мы планируем резко увеличить объемы выплат дивидендов по акциям «Транснефти», -- заверил вчера журналистам президент монополии Семен Вайншток. Сейчас привилегированные акции находятся у частных держателей, их объем составляет 25% от уставного капитала транспортной монополии (остальные 75% капитала в обыкновенных акциях принадлежит государству). Какова будет доля «префов» после проведения допэмиссии обыкновенных акций «Транснефти», необходимой для поглощения «Транснефтепродукта», в компании пока не говорят. Как пояснил г-н Вайншток, она будет зависеть от оценки «Транснефти», которая может быть опубликована компанией до конца этой недели. Но, по его словам, уже сейчас можно сказать, что доля «префов» не превысит 22%.

«Транснефть» никогда не отличалась особой щедростью по отношениям к своим миноритариям, выплачивая только положенные законом 10% от чистой прибыли. Из-за этого, например, дивиденды за прошлый год по привилегированным акциям сократились по сравнению с предыдущим годом аж на 24%. При этом компания всегда старалась дистанцироваться от владельцев «префов» и жаловалась на то, что ей вообще приходится им платить. Такая политика несколько раз вызывала нарекания со стороны частных акционеров монополии, обвинявших компанию в занижении прибыли. Однако у руководства компании всегда на это были традиционные ответы о том, что «Транснефть» -- одна из самых стабильных российских компаний, рейтинги которой значительно выше национальных.

Слияние «Транснефти» и «Транснефтепродукта», одобренное правительством в апреле этого года, дало миноритариям лишний повод для жалоб. Ведь, несмотря на то что «префы» не могут влиять на принятие корпоративных решений, «размывание» доли может снизить их продажную стоимость. В монополии это понимают, поэтому еще до принятия окончательного решения о форме допэмиссии акций г-н Вайншток предлагал провести выпуск как обыкновенных, так и привилегированных акций в той пропорции, в которой они существуют сейчас. Однако в правительстве от выпуска «префов» отказались.

Объединение двух компаний должно завершиться в середине сентября этого года. По словам г-на Вайнштока, эксперты из ЗАО «Международный бизнес центр» уже завершили оценку стоимости «Транснефти» и ее результаты передали в «Росимущество». Готова и экспертная оценка «Транснефтепродукта». Так что, по его ожиданиям, уже в конце этой недели оценка компаний будет опубликована. Конкретных цифр г-н Вайншток не назвал.

Не накалять отношения с владельцами привилегированных акций г-н Вайншток, похоже, не хочет. Однако повысить сумму, направляемую на дивиденды по итогам прошлого года, у компании уже возможности нет.

Вчера г-н Вайншток объяснил это строительством сразу трех масштабных и дорогостоящих нефтепроводов: Восточная Сибирь -- Тихий океан стоимостью 11,5 млрд долл., первая очередь которого должна быть построена до конца следующего года, БТС--2 (ответвление от нефтепровода «Дружба» в обход Белоруссии) стоимостью 2,5 млрд долл. и проект Бургас--Александруполис, в котором «Транснефть» выступает оператором (три российские компании, де-факто подконтрольные государству, владеют долей в 51%), общей стоимостью 1,5--2 млрд долл. При этом он заострил внимание на то, что эти проекты реализуются на средства, «которые «Транснефть» привлекает самостоятельно, не пользуясь ни налоговыми, ни какими преференциями со стороны государства». «После их реализации (этих проектов. -- Ред.) мы можем говорить о повышении дивидендов», -- подчеркнул он.




Семен Вайншток констатировал наличие профицита трубопроводных мощностей для экспорта нефти из России в объеме 1,4 млн тонн в месяц. По его словам, в июне в направлении порта Приморск недобор нефти составляет около 600 тыс. тонн, в направлении Новороссийска -- 300 тыс. тонн, в направлении Польши и Германии -- суммарно 500 тыс. тонн. Он объяснил эту ситуацию тем, что нефтяникам становится выгоднее перерабатывать нефть в России. Он также напомнил о том, что в последние годы «Транснефть» помимо экспортных маршрутов увеличила мощности к российским НПЗ, в частности к «Нижегороднефтеоргсинтезу» ЛУКОЙЛа и Рязанскому НПЗ ТНК-ВР.

Анна ГОРШКОВА