Время новостей
     N°238, 27 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.12.2001
Ремонт былой Славы
Один из главных символов Петербурга вернулся на прежнее место
Вчера на Дворцовой площади Санкт-Петербурга после завершения реставрации торжественно открылась «Колесница Славы» арки Главного штаба. «Колесница» была создана в 1828 году скульпторами Пименовым и Демут-Малиновским в честь победы над Наполеоном. Один из самых известных символов империи за 170 лет своего существования обветшал настолько, что вполне реальным казалось его обрушение. После того как у двуглавого орла с передней части колесницы отвалилась голова, началась полуторагодичная реставрация памятника. Были вывезены тонны ржавчины, заделаны дыры, установлены дополнительные каркасы, сделано защитное покрытие, предохраняющее памятник от коррозии. Год назад в новогоднюю ночь работы были неожиданно прерваны: в результате точного попадания осветительной армейской ракеты почти полностью сгорела только что отреставрированная фигура Славы. От нее осталось тогда немного -- фрагменты головы и ног. Скульптуру пришлось воссоздавать практически заново. По ходу дела выяснилось немало любопытных исторических подробностей. Например, то, что плачевное состояние статуи вызвано не столько годами, сколько банальным воровством. При отливке обошлись четырьмя тоннами меди вместо положенных по проекту четырнадцати. Наглая кража была совершена буквально на глазах царской семьи, занимавшей апартаменты напротив, в Зимнем дворце.

Реставрация памятника стоила почти 24 миллиона рублей и осуществлялась за счет российского и местного бюджетов, как всегда, впрочем, недостаточных. Значительную часть расходов -- около 10 миллионов рублей -- понесла холдинговая компания «Интеррос». До сих пор участие российского частного капитала в музейных проектах было совершенно ничтожным. Большинство значительных и дорогостоящих проектов российских музеев все еще осуществляется благодаря западным инвестициям. Реставрация колесницы -- один из этапов реализации амбициозного проекта «Большой Эрмитаж» Михаила Пиотровского. Для его осуществления потребуются ресурсы, невероятные для наших музеев. Директор Эрмитажа предполагает объединить усилия своих многочисленных партнеров -- российских и зарубежных, старых и новых -- и превратить огромное, частично руинированное здание в современный музей. Расширение питерских музеев, завоевание ими пространства -- физического и информационного -- привлекает идеи и большие деньги, без которых невозможны ни подготовка серьезных выставок, ни освоение исторических зданий, ни развитие музеев.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ