Время новостей
     N°101, 14 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.06.2007
Гептиловые "слезы" "Протона"
Казахстан вновь поднял вопрос о токсичности топлива российских ракет
Происшествия с российскими ракетами-носителями «Протон» на Байконуре восьмилетней давности аукнулись отечественным предприятиям космической отрасли во время последнего заседания правительства Казахстана. Глава Национального аэрокосмического агентства соседней республики Талгат Мусабаев предложил коллегам защитить родную степь от гептила, которым ее загрязняют отработавшие ступени российских ракет или в худшем случае их обломки. Использование такого топлива в «Протонах» угрожает экологии, полагает г-н Мусабаев, при этом ныне действующая редакция договора об использовании космодрома Байконур не позволяет казахстанской стороне контролировать действия российских коллег. Руководитель аэрокосмического агентства считает, что пришла пора скорректировать протокол заседания российско-казахстанской межправительственной комиссии от 20 марта 2003 года, убрав пункт, позволяющий России осуществлять разовые запуски «Протонов» с Байконура. «Целесообразно уведомить российскую сторону по дипломатическим каналам о намерении казахстанской стороны пересмотреть действие данного пункта соглашений», -- цитирует слова Мусабаева ИТАР-ТАСС.

Этим заявлением, сделанным к тому же в День России, Талгат Мусабаев едва ли поднял настроение российским коллегам, весьма болезненно реагирующим на неудачные запуски. Причем в России полагают, что «черную» полосу «Протоны», запуск которых возможен только с Байконура, миновали в 1999-м, когда с разницей в три месяца были потеряны сразу два носителя. В июле на пятой минуте полета "Протона" с новым разгонным блоком "Бриз-М" произошло аварийное выключение двигательной установки второй ступени, и третья ступень с разгонным блоком и головной частью рухнула в Карагандинской области примерно в тысяче километров от старта. А в конце октября 1999-го ракета-носитель не смогла вывести спутник связи «Экспресс-А1», развалившись в воздухе на четвертой минуте полета. Запрет на запуск «Протонов» после этих происшествий действовал до 2000 года, а потом еще в течение нескольких лет профильные ведомства России и Казахстана договаривались о новых правилах возмещения ущерба, наносимого токсичным топливом. Эти соглашения впоследствии стали основой для компенсационных выплат, в частности во время прошлогоднего происшествия с ракетой-носителем «Днепр», также использующей в качестве топлива гептил.

В то же время российской стороне удалось отстоять право на разовые запуски «Протонов» без согласования с Казахстаном. И именно это не устраивает г-на Мусабаева, считающего, что за его спиной все время меняется угол вывода на орбиту и, как следствие, расширяется зона потенциального загрязнения. «Уже шестой или седьмой разовый запуск производится без нас. Под эту «лавочку» можно пропустить и все остальные запуски», -- посетовал он, признав, впрочем, что еще один старт российской ракеты-носителя будет разрешен в порядке исключения.

Речь, в частности, идет о планировавшемся на вторую декаду июня, а сейчас перенесенном на 7 июля запуске «Протона-М» с американским спутником DIRECTV-10. Примечательно, что изготовители ракеты из Центра им. Хруничева сохраняют полное спокойствие. На заявление г-на Мусабаева они ответили совершенно лишенным эмоций информационным сообщением, смысл которого в том, что работы по подготовке к запуску продолжаются полным ходом: идет тестирование разгонного блока «Бриз-М» и испытания всех трех ступеней ракеты.

Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ