Время новостей
     N°101, 14 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.06.2007
Дискуссия цвета хаки
Россия, США и НАТО начали решающий военно-стратегический диалог
Противостояние в военно-политической сфере между Россией и США, Россией и НАТО заметно обострилось. Особенно это касается двух проблем -- ратификации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и размещения элементов американской национальной противоракетной обороны (ПРО) в Европе. По первой проблеме ситуация обострилась настолько, что президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию 26 апреля, как известно, пригрозил если не выходом из ДОВСЕ, то приостановлением выполнения его пунктов. То есть мораторием, пока договор не станут выполнять другие страны-участницы (напомним, что ДОВСЕ был принят в 1990 году -- еще при существовании Варшавского договора). Затем россияне инициировали проведение чрезвычайной конференции по названному договору. Мероприятие это началось в Вене 12 июня в закрытом режиме.

Организаторами форума заявлено, что будут рассмотрены вопросы соответствия ДОВСЕ военно-политической ситуации в Европе -- она резко изменилась после вступления в НАТО стран Восточной Европы. В связи с этим возникла необходимость пересмотра уровней обычных вооружений России и НАТО. К последним вот-вот добавятся американские военные базы в Болгарии и Румынии, а также объекты ПРО в Чехии и Польше.

Соотношение вооруженных сил России и НАТО сегодня составляет 1:3. Тем не менее руководители российской делегации в Вене директор департамента по вопросам безопасности МИД Анатолий Антонов и начальник международно-договорного управления Минобороны генерал-лейтенант Евгений Бужинский заявили, что Россия не намерена выходить из ДОВСЕ и тем самым хоронить его. В запросе о проведении конференции Россия указала шесть обстоятельств. Часть их направлена на то, чтобы ликвидировать «искусственные увязки», которые не имеют к ДОВСЕ отношения. Это вывод российских баз из Грузии и миротворцев в Приднестровье, охраняющих оставшийся там солидный российский арсенал. Часть предложений включает требования к бывшим государствам -- участникам Варшавского договора, а ныне членам НАТО, оформить изменения в составе сил и войск и их принадлежности сегодня, чтобы компенсировать военный потенциал НАТО, приобретенный в результате двух «волн» расширения. Россия также требует отмены фланговых ограничений на своей территории. То есть возможности увеличивать свое военное присутствие внутри России на любых российских границах, где посчитает нужным.

Российская сторона уже распространила проект заключительного постановления конференции. Это своего рода «дорожная карта» шагов, необходимых для реанимирования ДОВСЕ не позднее 1 июля 2008 года. Если до запланированного окончания конференции -- 15 июня (правда, в соответствии с договором ее могут продлить до трех недель) вопросы ДОВСЕ не будут урегулированы, Россия, скорее всего, объявит мораторий.

Что за этим последует? Россия не будет принимать у себя инспекции и перестанет направлять свои инспекционные группы, не будет предоставлять информацию о количестве и местах размещения войск -- западные партнеры при передвижении войск и сегодня себя ничем не ограничивают. Помимо прочего, Россия не будет связана и количественными ограничениями, однако, как пообещал Анатолий Антонов, «увеличения количества вооружений не произойдет».

Нет пока ясности, что последует за предложением Владимира Путина, высказанным на встрече с Джорджем Бушем в Хайлигендамме в ходе саммита "большой восьмерки" по совместному использованию в целях ПРО арендуемой Россией Габалинской радиолокационной станции в Азербайджане. Эта станция способна «засекать» пуски любых ракет с южного стратегического направления.

Поначалу американцы испытали, по их же словам, «трепет и шок». Единственное, что известно сегодня на этот счет, -- консультации российских и американских военных могут начаться в июле. Так считает (не уверен, а именно считает) начальник Генштаба Юрий Балуевский. Не строя по этому поводу никаких иллюзий, г-н Балуевский надеется на визит в начале июля президента России в Соединенные Штаты. Тогда американская сторона, полагает начальник Генштаба, объявит свое мнение. Американцам наверняка будет трудно, а скорее, невозможно решиться на предложение, которое, как выразился начальник Генштаба, «обнуляет все те планы США, которые они имели в Польше и Чехии».

Владимир Путин по поводу своего предложения выразил надежду, что «эти переговоры не послужат ширмой, чтобы начать односторонние действия». Однако предыдущая история взаимоотношений в этой тонкой сфере не позволяет рассчитывать на отказ от "односторонних действий".

Вот только два примера. В 2000 году был подписан меморандум президентов России и США о создании совместного центра обмена данными от систем предупреждения о ракетном нападении двух стран. Несколько лет работала совместная российско-американская программа стереоскопического наблюдения из космоса за пусками ракет «РАМОС». Американцы «прокатили» оба проекта. «Прокатят» и нынешний, уверены в российском Министерстве обороны. Тем более что сразу же после предложения Владимира Путина по совместному использованию Габалинской РЛС госсекретарь США Кондолиза Райс заявляла, что оно не повлияет на американские планы размещения объектов ПРО в Польше и Чехии.

Николай ПОРОСКОВ