Время новостей
     N°136, 29 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.09.2000
Все только начинается
Вкладчики Инкомбанка получат свои деньги не раньше ноября
С тех пор как «Инком» признали банкротом, о досрочных выплатах его вкладчикам говорилось много. Но дальше обещаний дело не шло. Сначала суд никак не мог выбрать конкурсного управляющего. Потом в банке их появилось сразу трое, но выплаты это не приблизило. Пока конкурсные управляющие спорили из-за полномочий, комитет кредиторов увлекся обсуждением реструктуризации «Инкома» и не торопился распродавать его имущество. Выплаты вкладчикам отошли на второй план, стали поговаривать о возможном срыве сдачи промежуточного баланса. Между тем главные действующие лица в судьбе «Инкома», словно сговорившись, избегали общения с прессой.

Причины молчания стали понятны лишь на этой неделе. Недавние утечки в прессу информации о конфликте между управляющими и заявление главы комитета кредиторов Аркадия Вольского не оставляют сомнений, что назревает грандиозный скандал.

Сложившуюся ситуацию спецкорреспонденту газеты «Время новостей» Светлане ПЕТРОВОЙ прокомментировал конкурсный управляющий «Инкома» Владимир АЛЕКСЕЕВ, отвечающий за отчетность банка и расчеты с кредиторами.

-- Как продвигается составление промежуточного ликвидационного баланса Инкомбанка, успеете сдать его в срок до 15 ноября?

-- Мы надеемся уложиться в установленный судом срок. У нас нет другой альтернативы, хотя это и неимоверно сложно. Сейчас идет прием документов из регионов. Примерно на 70% мы информацию от филиалов уже приняли и отразили в консолидированном балансе. Могу сказать без преувеличения, что такого ликвидационного баланса не было ни у одного российского банка. Ни по объему материалов, ни по содержанию. Один только реестр кредиторов первой очереди занимает 12 больших коробок из-под бумаги.

График у нас следующий. 1 октября мы завершаем прием требований кредиторов по включению их в реестр. После этого нам дается месяц на урегулирование с кредиторами встречных требований и разногласий в суде, и 1 ноября будет сформирован окончательный реестр, который даст нам юридические основания для расчетов с вкладчиками. У нас были определенные сложности из-за июньского решения суда. Из-за него пришлось все валютные требования кредиторов пересчитывать по гораздо более высокому курсу -- на день признания Инкомбанка банкротом.

-- Высказываются опасения, что из-за борьбы конкурсных управляющих Виктора Фролова и Александра Есина за перераспределение полномочий сдача промежуточного баланса (а значит, и начало выплат вкладчикам) может быть сорвана и тогда суду придется назначать новых управляющих.

-- Надеюсь, что ходатайство гг. Фролова и Есина о перераспределении полномочий не отразится на сроках и не повлияет на мою работу.

-- Теоретически суд может дать еще одну отсрочку?

-- Да. Но я не буду ходатайствовать об этом. Другие управляющие, надеюсь, тоже не станут этого делать, поскольку ведение отчетности по банку закреплено за мной. Я убежден, что больше нельзя переносить выплаты вкладчикам.

-- Как идет формирование конкурсной массы?

-- За время, прошедшее с начала конкурсного производства (февраль 2000 года. -- Ред.), удалось собрать 66 млн долл. Сейчас на счету конкурсного управляющего находится 4,5 млрд руб., которые были консолидированы за все время арбитражного управления банком. Правда, формирование конкурсной массы до сих пор шло в основном за счет кредитного портфеля -- получения процентов по кредитам и взыскания дебиторской задолженности. Массовой продажи активов и имущества банка, как того требует от нас закон, пока, к сожалению, не было. Дело в том, что порядок реализации имущества Инкомбанка был утвержден комитетом кредиторов только 22 сентября 2000 года. Комитет рассматривал порядок более четырех месяцев, а без него мы не могли в ходе конкурсного производства заняться активными операциями. Теперь наконец нам «открыли шлюзы», и мы можем значительно ускорить формирование конкурсной массы, в первую очередь для расчетов с вкладчиками.

-- Разве 4,5 млрд рублей недостаточно для начала выплат? Почему это не было сделано, хотя комитет кредиторов одобрил досрочные (раньше сдачи промежуточного ликвидационного баланса, как положено по закону) выплаты вкладчикам?

-- Действительно, комитет кредиторов утвердил наши предложения по выплатам вкладчикам. В соответствии с его решением мы должны до 1 октября разработать порядок погашения этой задолженности. Проект этого механизма уже есть, и мы вынесем его для утверждения на ближайшее заседание комитета кредиторов в начале октября. Кроме того, этот вопрос сейчас находится на согласовании с Центробанком и потенциальными партнерами Инкомбанка по выплатам. Им также направлены наши предложения.

-- Вы можете сообщить какие-либо детали этого документа и название банка-агента, который будет осуществлять выплаты?

-- Это слишком деликатная тема, поэтому лучше дождаться согласования всех условий с контролирующими органами и потенциальными партнерами. Могу сказать лишь, что выплаты вкладчикам начнутся в ноябре после окончательной выверки реестра. Мы готовы 1 ноября передать реестр агенту по выплатам. Но ему нужно некоторое время для того, чтобы открыть вкладчикам Инкомбанка счета, на которые будут производиться выплаты. Надо исходить из того, что число частных кредиторов банка доходит до 125 тысяч. Всего в реестре значится 175 тысяч требований вкладчиков, объем которых предположительно составит 6,2--6,4 млрд рублей.

-- Получается, что о досрочных выплатах можно забыть?

-- Чтобы Инкомбанк стал исключением из правил, нужно согласие контролирующих органов, и мы неоднократно пытались его получить. Но главное -- окончательный реестр. Хочу напомнить, что в период наблюдения все-таки была найдена возможность выплатить частным вкладчикам 1,6 млрд рублей. Сейчас все забыли об этом, а ведь это 53% от их общего количества.

-- В ноябре к началу выплат на счету конкурсного управляющего будет достаточно денег для полного расчета с вкладчиками?

-- Нет. Мы ведь лишь неделю назад получили нормативные документы, и только сейчас начнется активная работа по формированию необходимой конкурсной массы. До конца этого года дополнительно к нынешним четырем будет закрыто еще 19 филиалов (с оставшимися 29 определимся в 2001 году). В первую очередь закрываются филиалы, которые либо арендовались банком, либо не представляют интереса для потенциальных инвесторов. Это, с одной стороны, не нанесет существенный ущерб имущественному комплексу банка и не нарушит его целостность (к покупке Инкомбанка как имущественного комплекса в целом еще не потерян интерес, хотя официальных предложений пока и не поступало). С другой стороны, это даст приток средств для выплат вкладчикам за счет реализации имущества и оборудования филиалов.

-- Когда банк полностью рассчитается с частниками?

-- Выплаты будут проходить в два этапа. Большую часть денег вкладчики получат в течение 4--6 месяцев (т.е. к марту-маю 2001 года. -- Ред.), остальное -- по мере реализации имущества и формирования конкурсной массы.

-- Чем объясняется задержка с утверждением порядка реализации имущества «Инкома» -- кредиторы препятствуют банкротству банка?

-- На мой взгляд, комитет кредиторов излишне увлекся исследованием и детализацией моделирования возможного поведения конкурсных управляющих, оценщиков имущества и организаторов торгов. В результате сам нормативный документ отошел на задний план.

-- Как вы прокомментируете заявление главы комитета кредиторов Аркадия Вольского о необходимости привлечь к реструктуризации Инкомбанка специалистов Росбанка, вроде бы представляющего в комитете интересы значительной доли кредиторов? Ведь реструктуризация несовместима с конкурсным производством.

-- У Вольского как у председателя комитета кредиторов и видного деятеля всегда есть большой люфт для политической деятельности. Я же занимаюсь сугубо профессиональной деятельностью и не намерен комментировать его заявление. Я с большим уважением отношусь к Аркадию Ивановичу, но ко мне никто с официальным предложением по этому вопрос не обращался. Моя задача -- обеспечить выплаты кредиторам.

-- Создается впечатление, что в Инкомбанке сложилось сразу несколько конфликтных ситуаций. Во-первых, между конкурсными управляющими и комитетом кредиторов, действия которого выглядят как препятствие банкротству. Во-вторых, между вами и другими конкурсными управляющими из-за полномочий.

-- Конфликта между конкурсными управляющими нет. Есть лишь неадекватная трактовка июньского определения арбитражного суда о назначении конкурсных управляющих и сентябрьских разъяснений по их полномочиям.

Светлана ПЕТРОВА