Время новостей
     N°238, 27 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.12.2001
Шоколадный дед-мороз
Перед Новым годом кондитеры борются за взрослого покупателя
Сладкие новогодние подарки -- одно из самых прибыльных направлений всего кондитерского бизнеса. Прибыли от продажи детских подарков у некоторых производителей равняются прибылям, получаемым в течение всего остального года. И пока на «детском» рынке основными игроками продолжают оставаться крупные «монстры», более молодые предприятия пытаются занять нишу подарков класса premium для взрослых.

Детские подарки -- кондитерские наборы в новогодней «таре» -- рынок, который еще с советских времен контролируют крупнейшие производители: «Красный Октябрь», «Рот Фронт», концерн «Бабаевский» и более мелкие региональные производители. «Конкуренция очень сильна, -- говорит маркетолог «Бабаевского» Андрей Колодий. -- Перед Новым годом начинают активно действовать даже те игроки, которые в другое время вообще не присутствуют на кондитерском рынке». Так, например, в новогоднем ассортименте «Бабаевского» в этом году более 20 видов подарков. Отпускные цены -- от 34 до 1000 рублей. Планируемые в этом году объемы продаж в концерне называть отказываются, говоря лишь, что они будут «не ниже прошлогодних» (в прошлом году «Бабаевский» продал около 1,2 млн штук новогодних подарков).

Кондитерское объединение «СладКо» (создано в феврале 2001 года на базе трех региональных фабрик -- ульяновской «Волжанки», казанской «Зари» и екатеринбургской «Конфи») также пытается занять место на «детском» новогоднем рынке. В этом году, как заявил газете «Время новостей» президент «СладКо» Валерьян Хубулава, «СладКо» представило 25 видов подарков по цене от 30 до 238 руб. Компания надеется продать около 3 млн штук подарков. Рентабельность «подарочного» бизнеса, по словам г-на Хубулавы, гораздо выше, чем у других направлений в кондитерке. Были годы, когда она доходила до 100%, а в среднем по отрасли она находится на уровне 40%. Самым популярным остается ценовой сегмент 40--100 рублей.

Другая часть «детского» новогоднего кондитерского рынка -- подарки, выпускаемые компаниями-фасовщиками, которые закупают отдельно упаковку для подарков и отдельно конфеты, шоколадки, печенье у разных производителей. «Такие компании получают приличную прибыль за счет того, что собирают в подарке разные кондитерские изделия от разных производителей», -- говорит Валерьян Хубулава. Доля подарков невысокого качества польского и чешского производства, четыре-пять лет назад занимавших до 30% рынка, сейчас не доходит и до пяти процентов.

Кроме того, по словам г-на Колодия, в этом году активизировались и сами производители. «И «Красный Октябрь», и «Рот Фронт» продолжают действовать активно. «СладКо» агрессивно вошло на новогодний рынок, региональные фабрики значительно увеличивают производство», -- говорит г-н Колодий. Так, например, петербургская фабрика имени Крупской, в прошлом году реализовавшая 120 тыс. подарков, в этом году рассчитывает продать 200 тыс. на сумму 800 тыс. долл. В результате доля подарков, фасуемых непосредственно производителями, по подсчетам маркетологов «Бабаевского», продолжает превышать долю подарков от фасовщиков.

2001 год на российском кондитерском рынке был отмечен бурной активностью производителей в premium-сегменте. Пока сам сегмент довольно небольшой: на одном из самых динамичных рынков -- плиточного шоколада -- он, по разным оценкам, составляет от 3% до 4,5%, однако постоянно увеличивается. И наиболее амбициозные игроки здесь делают ставку на взрослого покупателя. Ни один из заметных иностранных производителей не представлен в «детском» сегменте, ограничившись новогодним вариантом дизайна упаковки наборов в коробках, рассчитанных на взрослую целевую аудиторию. Так, Nestle, например, выпустила новогодний вариант «Коллекции», «Палитры» и еще наборов, а Cadburry вывела на рынок праздничный вариант своего набора под названием «Новогодний поцелуй».

Отечественные производители тоже пытаются привлечь взрослого покупателя прежде всего упаковкой. Над дизайном новогодних коробок для наборов открывшейся меньше месяца назад фабрики «Мечта», например, работала компания «Краснов-дизайн», известная созданием помпезных декораций для эстрадных шоу. В компании заявляют, что главной задачей было уйти от традиционных стереотипов «свечи, цветы, шампанское». «Стратегически наша компания не направлена на детскую группу, -- говорит глава отдела рекламы и PR компании «Коркунов» (производит одноименные конфеты на Одинцовской кондитерской фабрике) Милана Гончарова. -- Но у нас в этом году представлено пять видов новогодней упаковки в нашей традиционной ретро-стилистике. Конечно, эти подарки нацелены на взрослую аудиторию». Предновогодние продажи «Коркунова», по словам г-жи Гончаровой, уже выросли на 40%.

Концерн «Бабаевский» в этом году начал продажу элитного подарка «Спасская башня»: в нем больше трех килограммов шоколада, он почти метр высотой. Подарок обойдется взрослым сладкоежкам почти в тысячу рублей. Красногорская же фабрика компании «Эликом», производящая конфеты ручной работы под маркой «Конфаэль», подготовила пять новогодних коллекций конфет. Предновогодние продажи подарков для взрослых идут более чем активно: по сравнению с октябрем объем производства увеличился более чем втрое и составил 10 тыс. штук конфет.

Анфиса ВОРОНИНА