Время новостей
     N°100, 09 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.06.2007
Закон малых величин
В России в очередной раз пытаются законодательно поддержать мелкий и средний бизнес
Более десяти лет закон о развитии малого бизнеса в Госдуме мучают, переписывают, правят и дополняют. На этом законе сменились целые поколения политиков, в свое время сделавших имя на лоббировании интересов малого предпринимательства и ушедших затем в тень или сменивших сферу своих интересов. Вчера Госдума вновь вернулась к этой теме, одобрив в первом чтении концепцию очередного проекта закона о развитии малого и среднего предпринимательства.

Авторы прежних законопроектов -- от Ирины Хакамады и Ивана Грачева с его забытым ныне движением развития предпринимательства до Григория Томчина и нынешнего губернатора Калининградской области Георгия Бооса -- еще в Думе второго-третьего созывов пытались создать инструменты поддержки малого бизнеса. Слова о льготных режимах налогообложения, кредитования, о поддержке деньгами из федерального бюджета и разрушении административных барьеров на местном уровне произносились и пять, и десять лет назад. За это время случилось многое: было создано и вновь распущено отдельное ведомство, "заведующее" малым бизнесом, ввели специальные налоговые режимы, возникли организации, профессионально лоббирующие интересы малого бизнеса. Местным властям то дают, то обратно забирают полномочия по регулированию налогообложения малого предпринимательства.

Новые политические силы и течения, вышедшие в поле защиты малого предпринимательства, по сути, идеологически не придумали ничего нового. О несправедливости налогообложения говорят и по сей день, сетуют на недостаточную поддержку государством малых предпринимателей и все так же борются с административными барьерами. Разве что одно новое веяние появилось у новых лоббистов малого бизнеса: борьба за льготную аренду помещений малыми предприятиями становится в крупных городах гораздо актуальнее выбивания льготных налоговых ставок. И если в середине 90-х снять угол под фирму или поставить торговую палатку не представляло проблемы даже для начинающих челноков, сегодня для предпринимателя цена недвижимости -- основной критерий для оценки своих возможностей начать бизнес.

Новый законопроект о развитии малого и среднего предпринимательства, рассмотренный вчера депутатами Госдумы в первом чтении, претендует на системное изменение законодательства. Он обяжет федеральные власти вести статистику субъектов малого предпринимательства, на основании данных которой будет формироваться реестр субъектов малого и среднего предпринимательства -- получателей поддержки. Интересно, что среди принципов государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства фигурирует «равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к поддержке». Непонятно, как это будет соотноситься с декларированной российскими законами самостоятельностью региональных и местных властей при введении для малого бизнеса на своей территории льготных условий хозяйствования и налогообложения.

Отдельно оговаривается неизменность налоговых условий для малого бизнеса. Если вступают в силу новые федеральные законы или нормативные акты, изменяющие размеры федеральных налогов (за исключением акцизов, НДС и социальных страховых взносов), которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки, то для субъекта малого предпринимательства они не применяются в течение четырех лет. Правда, Минфин в последнее время выступает категорически против использования «дедушкиной оговорки» как средства льготирования.

Проектом закона устанавливаются новые типы предприятий: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия -- от 16 до 100 человек, средние предприятия -- от 101 до 250 человек. Такое деление соответствует европейским нормам, однако в нашей стране для льготного налогообложения сегодня используются другие критерии, так что новый статус сам по себе предприятию мало что даст.

Федеральные власти законопроект обязывает пропагандировать и популяризировать предпринимательскую деятельность. А местные -- создавать и содержать муниципальную инфраструктуру поддержки субъектов предпринимательства. Причем механизм оказания поддержки, как оговаривается в документе, должен быть открытым. О том, какой может быть инфраструктура поддержки, в законопроекте говорится довольно сумбурно. В одном большом перечне бизнес-инкубаторы и палаты ремесел соседствуют с агентствами по поддержке экспорта и лизинговыми компаниями.

Как и многие прежние предложения относительно оптимизации условий развития малого бизнеса в стране, новый законопроект предусматривает создание дополнительных административных структур. В частности, некоммерческие организации субъектов малого и среднего предпринимательства (торгово-промышленные палаты или объединения работодателей) вправе ходатайствовать перед федеральным ведомством или местной властью о создании совета по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как надеется автор законопроекта, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Елена Панина, закон при удачном стечении обстоятельств может вступить в силу уже летом нынешнего года. Ведь он находится в числе приоритетных законопроектов партии «Единая Россия». В год выборов нет ничего невозможного, однако закон, вводя много новых терминов и положений, претендует на серьезное изменение правовых норм. Прописывая, к примеру, формы имущественной поддержки органами власти субъектов малого предпринимательства, законодатели вторгаются в сферу Гражданского кодекса и административно-хозяйственного права. Все это повлечет за собой необходимость принятия массы дополнительных нормативных актов, которые еще нужно написать.

Ирина СКЛЯРОВА