Время новостей
     N°97, 06 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.06.2007
«Восьмерка» занимает радикальную рыночную позицию»
Антиглобалисты всех мастей потянулись в эти дни на север Германии, где сегодня открывается саммит «большой восьмерки». В Ростоке, в паре десятков километров от курортного городка Хайлигендамм, где соберется «восьмерка», в палаточных лагерях поселилось несколько тысяч протестующих. Ныне там царит мирная атмосфера, один из местных полицейских даже сравнил мероприятие с карнавалом. Массовые стычки с полицией на минувшей неделе были делом рук «черного блока» -- одетых в черное агрессивно настроенных молодых людей со всех концов Европы. Но лидеры антиглобалистских организаций уверяют, что их протесты не связаны с насилием и носят мирный, просветительский характер. Что движет этими людьми и против чего они протестуют? Об этом «Времени новостей» рассказала германский координатор международного общественного движения «АТТАК» Сабине ЛАЙДИГ.

-- После потасовок в Ростоке вы заявили, что осуждаете насилие. Однако большинство людей связывают движение антиглобалистов прежде всего с бурными уличными эксцессами...

-- Воинственные выступления против полиции, приуроченные к глобальным мероприятиям наподобие саммита «восьмерки», организуются молодыми людьми, которые не имеют никакого отношения к нашим идеям. У нас нет связей с этими людьми, которые путешествуют по Европе и устраивают хулиганские выходки. Мы их называем «автономными» -- они не примыкают ни к какому движению и по любому поводу отвечают воинственными протестами.

-- Их еще называют «черным блоком» по цвету одежды...

-- К серьезной борьбе за идеи антиглобализма «черный блок» никакого отношения не имеет. В Ростоке на нашем митинге собралось почти 10 тыс. «автономных», из которых от 500 до 1000 человек не придерживались достигнутого ранее соглашения об отказе от насилия. Можно утверждать, что часть «черного блока» была готова к прямым столкновениям с полицией.

-- Это были местные жители?

-- В Германии есть два крупнейших центра, в которых сосредоточена деятельность «автономной» молодежи, -- Гамбург и Берлин. Но в данном случае многие приехали из других стран -- Франции, Великобритании. Возможно, были молодые люди из Восточной Европы, но достоверных сведений об этом нет. У нас нет с ними ничего общего. Помимо нашего движения в протестах участвует ряд других организаций -- экологических, миротворческих, церковных. Они представляют собой широкий альянс, организаторы которого четко отделяют себя от хулиганов из «черного блока».

-- Название вашей организации звучит воинственно. Против кого и за что борется «АТТАК»?

-- Название сложилось из французской аббревиатуры Объединения по налогообложению финансовых трансакций в интересах граждан. Оно было создано в 1998 году во Франции, его целью был контроль за мировым движением капитала. Сегодня в нашем движении представлены организации из 40 стран мира. Главным направлением нашей деятельности является критика процесса либерализации финансовых рынков.

-- В чем содержание этой критики?

-- Это критика периода в международных финансовых отношениях, начавшегося с отмены в начале 1970-х знаменитого Бреттон-Вудского соглашения, подписанного в 1944 году. Соглашением были установлены фиксированные курсы некоторых валют и привязка цены американского доллара к золоту, учрежден Международный валютный фонд. В 1971 году по инициативе президента Ричарда Никсона был установлен плавающий курс на основные валюты. После отмены Бреттон-Вудского соглашения появилась возможность спекуляции ведущими мировыми валютами. Ряд политических мер способствовал свободному, а по сути -- бесконтрольному и неограниченному движению капитала из страны в страну. Открылись широкие возможности для биржевых спекулянтов, их ярким современным воплощением являются американские хедж-фонды, получившие в немецком политическом обиходе название «саранча». Капитал оказывает чрезмерное давление на экономику, определяет стратегию корпораций, целью деятельности которых является слепая прибыльность. Страны конкурируют в стремлении привлечь инвестиционный капитал, а он стремится туда, где наиболее низкие налоги и зарплаты и соответственно минимальные социальные расходы.

-- И вы полагаете, что эти сложные экономические проблемы можно решить на митингах?

-- Своими акциями мы стремимся довести до широкой общественности наши взгляды и показать, что мир может быть устроен по-иному. Мы хотим побудить людей к размышлениям и дискуссиям. Люди должны понимать истинную взаимосвязь мировых процессов и активно влиять на их развитие. Они должны не только заботиться о возможной потере рабочего места, но и понимать истинные причины безработицы, механизмы, которые за этим скрываются. В этом смысле у «АТТАК» много общего с традициями Просвещения.

-- Чего вы ожидаете от предстоящей встречи «восьмерки» в Хайлигендамме?

-- Ровным счетом ничего! Во всяком случае ничего положительного. Лидеры восьми ведущих стран могли бы договориться, например, об эффективном контроле за хедж-фондами. Однако они считают, что хедж-фонды должны себя контролировать сами. Эту радикальную рыночную позицию они занимают уже двадцать лет. Было бы справедливо на саммите «восьмерки» принять более внятные программы списания внешних долгов беднейших стран. У них нет шансов на самостоятельное независимое развитие, потому что они находятся в долговой яме. Им приходится переводить своим западным кредиторам больше денег, чем они получают в рамках помощи развития. Впрочем, заранее было ясно, что предстоящий саммит не будет заниматься этими проблемами.

-- Но ведь канцлер Ангела Меркель настояла на включении вопросов помощи бедным странам Африки и Азии в повестку дня саммита. В официальных документах встречи говорится, что «восьмерке» предстоит вернуться к истокам и вспомнить, что этот «клуб богатых» создавался ради помощи бедным странам.

-- Мы считаем это простым очковтирательством. Много обещаний было дано африканским государствам на саммите «восьмерки» 2005 года, но большинство стран, включая Германию, ничего не сделали. Евросоюз хочет навязать бедным странам Соглашение об экономическом партнерстве (EPA), но в самих этих странах сильны опасения, что продукция из стран Запада полностью разрушит национальные рынки. Кроме того, в этом соглашении предусматривается «защита инвесторов». Это означает, что бедные страны должны создавать иностранным концернам такие условия, чтобы они получали положенную им прибыль. Во главу угла будут поставлены интересы транснациональных компаний.

-- Как вы оцениваете роль России в «большой восьмерке»?

-- Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Россия не играет значительной роли в мировых экономических процессах. Крупнейшими игроками на мировом рынке остаются США и Евросоюз, Индия и Китай набирают вес и обретают способность конкурировать с ними. Россия обладает определенным военно-стратегическим значением на евразийском пространстве, ориентированным на обладание значительными природными ресурсами -- нефтью и газом.

Беседовал Юрий ШПАКОВ, Росток