Время новостей
     N°97, 06 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.06.2007
Потемкинские стандарты
Налоговая служба приняла новые правила обслуживания плательщиков
Федеральная налоговая служба (ФНС) в очередной раз предприняла попытку формализовать свое общение с посетителями, приняв новую версию так называемого единого стандарта обслуживания налогоплательщиков. Принципы остались теми же, что декларировались еще в 2005 году, -- введение четких временных пределов для ответа на запросы граждан. Единый стандарт обслуживания вводится для решения более глобальной задачи -- введения административного регламента по работе с налогоплательщиками, обязывающего инспекторов отвечать посетителям вежливо, носить бейджи и не закрывать инспекцию на обеденный перерыв.

Единые стандарты обслуживания для каждого действия инспектора устанавливают свой dead-line, не уложившись в который чиновник будет считаться не выполнившим свои рабочие обязанности. Госрегистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как это было установлено ранее, должна проводиться не более чем за пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Часто эти сроки не соблюдаются. Причина не столько загруженность налоговых органов, сколько объявленная война фирмам-однодневкам, которые зачастую регистрируются по поддельным документам. Именно на доскональное изучение документов налоговики и берут несколько лишних дней.

Рассматривать заявление индивидуального предпринимателя на получение патента для применения упрощенной системы налогообложения инспектор теперь должен не более чем десять дней. А выдавать выписку из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) при регистрации фирмы налоговики обязаны сразу же после самой госрегистрации, то есть не позднее следующего дня после выдачи свидетельства.

Постановка на налоговый учет организаций, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов должна проводиться не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов. Снятие с учета инспекторы обязаны проводить в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации, или в течение пяти дней со дня получения сведений о прекращении полномочий частного нотариуса или прекращении статуса адвоката.

Постановка на учет и снятие с учета физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, как говорится в новых стандартах обслуживания, должны проводиться также в течение пяти дней. На практике это сегодня, правда, иногда происходит даже быстрее. Зато внесение отметки об ИНН в паспорт российского гражданина теперь должно происходить немедленно -- в присутствии налогоплательщика.

Так же немедленно должен проводиться прием налоговых деклараций, равно как и прием сведений о доходах физических лиц от налоговых агентов, то есть работодателей. Есть в стандартах и норма, весьма ценная для рядовых налогоплательщиков, -- рассмотрение письменных заявлений на предмет получения имущественного налогового вычета должно проходить не дольше месяца. Сегодня, как показала практика, какие-либо временные сроки обработки заявлений на вычет не соблюдаются практически ни в одной налоговой инспекции страны.

Сам по себе документ претензий не вызывает: четкие сроки исполнения прописаны практически для каждого случая, по которому контактируют представитель налоговой инспекции и посетитель. Однако в том, что все эти нормативы будут безукоризненно четко исполняться на практике, есть большие сомнения. Оптимизировать общение посетителей с инспекторами, сочиняя разнообразные регламенты и создавая налоговым органам более человечный имидж, налоговики пытаются последние лет семь, еще со времен министра Геннадия Букаева. Но зачастую все подобные новшества обкатываются лишь на отдельных показательных инспекциях -- потемкинских деревнях, куда приглашаются на экскурсии члены правительства и представители СМИ.

Однако чтобы попасть в обычную налоговую инспекцию, иногда приходится буквально выпрашивать пропуск. А пустые бланки деклараций, которые должны предоставляться налогоплательщику бесплатно и по первому требованию, в инспекциях зачастую продают за деньги. Неудивительно, что в поисках способа избавить себя от общения с нелюбимым инспектором учредители фирм готовы пойти на самые экзотические варианты, вплоть до смены адреса регистрации фирмы.

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Налоговая реформа