Время новостей
     N°95, 04 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.06.2007
Курилы запели по-японски
На большее Токио может не рассчитывать
Впервые после развала Советского Союза российский министр иностранных дел сделал то, что, казалось бы, должно было произойти давно: посетил Южные Курилы, чем немало рассердил претендующих на эти острова японцев. В Южно-Сахалинск Сергей Лавров, направившийся затем в Южную Корею, прибыл вчера утром. За день он совершил ознакомительную поездку по островам, признав по пути журналистам, что переговоры по территориальной проблеме так и не продвинулись: «Мы придерживаемся диаметрально противоположных позиций. Формула решения не найдена».

На островах Кунашир и Шикотан министр побеседовал с местной администрацией и с рыбаками. В городке Крабозаводске (это тот же Шикотан) была и вовсе задушевная встреча с учителями и школьниками, причем последние показали хорошее знание языка соседей, пропев министру японские песни. С Шикотана вертолет за 20 мин. доставил делегацию из Москвы на остров Танфильев, а это самая крайняя точка Южных Курил, откуда Японию можно разглядеть при хорошей погоде. Здесь москвичи посетили часовню, пообщались с пограничниками и, конечно, опять с рыбаками. Было объявлено, что цель приезда -- наблюдение за реализацией плана экономического развития островов.

Сергей Лавров планировал побывать на Курилах еще в сентябре 2006 года, но не сделал этого из-за плохой погоды. Сейчас его приезд стал как бы «зеркальным ответом» на действия японской стороны перед визитом в Токио президента Владимира Путина в ноябре 2005 года. Тогда, за два с лишним месяца до официального визита российского руководителя, Дзюньитиро Коидзуми (в то время премьер Японии) осмотрел острова с борта корабля береговой охраны. Так японцы продемонстрировали, что будут и дальше добиваться возвращения Южных Курил. До этого похожий осмотр совершали премьеры Дзэнко Судзуки (в сентябре 1981 года) и Иосиро Мори (в апреле 2001 года).

Сергей Лавров прилетел на российские (японцы называют Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу островов Хабомаи "своими северными территориями") острова меньше чем за неделю до встречи Владимира Путина и нынешнего премьера Японии Синдзо Абэ. Они должны повидаться в кулуарах саммита стран «большой восьмерки» в Германии на этой неделе. И сейчас Россия показала, что уверена в своей внешней политике и не уступит Японии в территориальном споре.

Японские политики все чаще говорят, что возможность быстрого решения вопроса (читай -- получения от России всех четырех островов), просматривавшаяся в начале ельцинской эпохи, утеряна. Действительно, трудно себе представить, чтобы Путин размышлял вслух, подобно покойному Борису Николаевичу: «Все думаю, отдавать японцам острова или не отдавать». Позиция Владимира Путина четкая: суверенитет России над островами -- результат второй мировой войны. В таком же духе высказывается первый вице-премьер Сергей Иванов, посетивший Итуруп в апреле: "Любые заявления о незаконности юрисдикции России над островами являются попыткой пересмотра итогов второй мировой войны, что может привести к самым непредсказуемым последствиям".

Зная о планах российского министра, Токио заранее заготовил ноту протеста. Но все антироссийские заявления сейчас будут неизбежно вялыми, ведь японский истеблишмент уже понимает необходимость экономического сотрудничества с Россией, невзирая на территориальную проблему и отсутствие мирного договора. Не случайно глава МИД России призвал вчера к созданию на островах совместных предприятий. В Токио понимают уже и то, что российское сотрудничество в развитии регионов Сибири и Дальнего Востока возможно и с другими странами, с тем же Китаем.

Сдержанность японской реакции объяснима еще и тем, что премьер Синдзо Абэ не любит театральных жестов, к которым тяготел его предшественник Коидзуми. Абэ, пожалуй, первый из японских руководителей, осознавших необходимость сближения с Россией ради экономики своей страны. Пока это скрыто под заявлениями о неизменности позиции по территориальной проблеме и желании продолжить курс своего отца, министра иностранных дел... Однако без российских энергоносителей будущее японской экономики представляется весьма неопределенным. Так что решение территориальной проблемы с Россией не стоит в ряду приоритетов внешнего курса премьера Абэ, как это было при Коидзуми.

На встрече в Германии Синдзо Абэ, по данным «Времени новостей», намерен предложить российскому президенту сотрудничество в области ядерной энергетики и в развитии Дальнего Востока. А если стороны подпишут в будущем договор об использовании ядерной энергии в мирных целях, то возможно заключение соглашений о переработке в России отработанного топлива с японских АЭС и об обогащении казахстанского урана на российских предприятиях, который затем будет поставляться в Японию. В перспективе рассматривается возможность участия японских компаний в строительстве АЭС на российском Дальнем Востоке.




Борьба за рений и осетра

В феврале 1945 года на Ялтинской конференции союзники (СССР, США, Великобритания) договорились о том, что СССР вступит в войну с Японией при условии возвращения Советскому Союзу после окончания боевых действий Южного Сахалина и Курильских островов. В 1956 году, когда отношения между Москвой и Токио немного улучшились, СССР поддержал просьбу Японии о принятии ее в ООН. После этого в том же году была подписана декларация о нормализации отношений между двумя странами. В ее 9-й статье говорилось, что Москва «...соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора между СССР и Японией». В 1960 году СССР опубликовал Памятную записку, которая дополнительно оговаривала передачу островов условием вывода всех иностранных войск с территории Японии.

Позиция советского руководства заключалась в том, что «территориальный вопрос между СССР и Японией решен». О территориальных претензиях японцев впервые было сказано в подписанном президентом Михаилом Горбачевым в 1991 году советско-японском заявлении. Это же было подтверждено российским президентом Борисом Ельциным в Токийской декларации 1993 года.

Акватория вокруг Южных Курил -- богатейшая зона добычи морепродуктов, на которую приходится треть всего улова Дальневосточного морского бассейна (свыше 1,5 млн тонн рыбы и морепродуктов в год). В Южно-Курильском проливе проходят основные нерестовые пути ценных пород рыб. В регионе есть запасы титаномагниевых россыпей, кобальта, меди, свинца, цинка, платины, золота, серы. На Итурупе находится единственное в мире месторождение редкоземельного металла рения.

Считая южнокурильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хабомаи своими, Япония запрещает своим гражданам посещать их по российской визе, поскольку этим как бы признавался суверенитет России над спорными территориями.Андрей ФЕСЮН

Андрей ФЕСЮН, руководитель представительства РИА Новости в Токио, -- для «Времени новостей»