Время новостей
     N°236, 25 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.12.2001
Зачистка совести
Президент хочет, чтобы губернаторы предложили помиловать достойных
Комиссия по помилованию при президенте России будет распущена -- об этом сообщил вчера сам глава государства по окончании телеинтервью с россиянами. Г-н Путин выразил возмущение тем, что в 2000 году по рекомендации этой комиссии были помилованы «более двух тысяч убийц и столько же лиц, совершивших тяжкие преступления». «Ничего подобного до сих пор не было ни в одной стране», -- подчеркнул президент.

Вместо упраздненной комиссии Анатолия Приставкина помилованием фактически будут заниматься губернаторы и создаваемые при них региональные общественные советы. Подготовленные ими документы подписывать будет все же, видимо, сам президент -- только ему по Конституции принадлежит такое право.

Теперь уже бывший председатель комиссии писатель Анатолий Приставкин, назначенный на эту должность Борисом Ельциным в 1992 году, пожелал успехов новым региональным организациям. «По своим убеждениям я не консерватор и приветствую реформаторский подход к жизни, -- отметил г-н Приставкин. -- Без обновления невозможно, в частности, создание гражданского общества, о котором так много говорится в последнее время... Но, когда придет время реформировать, в том числе региональные комиссии по помилованию, я надеюсь, что их руководителям не придется узнавать об этом из вечерних теленовостей».

Впрочем, ни свойственная российским руководителям форма уведомления увольняемых, ни сам поступок президента не стали неожиданностью. Еще в июле появились первые сведения о том, что проект соответствующего указа готов к подписанию. Жаловаться на потерю контакта со своим патроном члены комиссии по помилованию начали еще с момента вступления в должность Владимира Путина. Президент лично подписал акт милосердия в отношении тех самых «двух тысяч убийц» в 2000-м, но со второй половины прошлого года помилования вообще почти прекратились. Летом же зашла речь о преобразовании общественной комиссии в некую госструктуру, подчиненную правоохранительным ведомствам. Все общественные деятели, участвовавшие в работе комиссии на протяжении десяти лет, были против -- на упреки оппонентов в правовой некомпетентности Анатолий Приставкин часто отвечал, что считает помилование не юридическим актом, а категорией милосердия. Однако в администрации президента, где курировать милосердие было доверено Виктору Иванову, настаивали, что комиссия г-на Приставкина работает непрофессионально, подход к помилованию недостаточно индивидуальный, а специалисты из правоохранительных органов разобрались бы лучше.

Президент, однако, избрал третий вариант -- он намерен довериться слову не юристов и силовиков, а губернаторов. И, как ни странно, этот шаг может быть одобрен не только лояльными президенту политиками вроде главы думского комитета по безопасности Александра Гурова, но даже правозащитниками. Многие из них давно говорили, что решать все вопросы, связанные с помилованием конкретного осужденного, президент страны не может и не должен. Общественная реакция также будет весьма спокойной. Гендиректор ВЦИОМ Юрий Левада отмечает, например, что ее может и не быть вовсе, потому что «комиссия по помилованию неизвестна нашим соотечественникам, гуманистическая часть общества невелика, а сторонников ужесточения наказаний всегда было больше».

Другое дело, что комиссия Приставкина была еще и определенным символом: она просуществовала почти десятилетие, в ее работе принимали участие Лев Разгон, Булат Окуджава... Кандидатуры для помилования обсуждались только людьми с самым высоким общественным авторитетом. Сегодня, кстати, должно было собраться очередное заседание комиссии. И вчера секретарь в ее помещении на Старой площади снимал трубку и уверенно обещал, что все члены комиссии будут утром.

Иван СУХОВ