Время новостей
     N°92, 30 мая 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.05.2007
Не лебединые песни
Мировой театр в Москве на Чеховском фестивале
Сегодня наконец открывается Чеховский фестиваль, о необходимости которого так долго говорили большевики: заканчивающийся московский театральный сезон по части драматического театра был так плох, что всю зиму унылого рецензента смиряло с судьбой только маячившая в перспективе возможность увидеть те сливки мирового театра, которые еще осенью пообещал привезти в столицу фестиваль имени Чехова. Современный театр, как известно, вещь настолько дорогая, особенно в транспортировке, что во многих странах зачастую считается дешевле сделать копию какой-то знаменитой постановки у себя, чем привозить на гастроли ее оригинал. Особенно часто такое практикуют в музыкальном театре. В этом смысле Чеховский фестиваль, который раз в два года издалека везет в Москву невероятное количество шедевров, выглядит уникальным. Впрочем, в этом году оттого, что федеральные власти недодали фестивалю почти миллион долларов против обещанного, а амбиции и высокая репутация не позволила организаторам урезать программу после ее объявления, дефицит бюджета оказался весьма велик. Видимо, из-за этого совсем дешевых билетов в этом году на фестивале не будет (цены варьируются от 300 до 4000 руб.), да и то предусмотрительные любители театра недорогие билеты раскупили еще осенью, прознав, что продажу билетов фестиваль начал небывало рано -- с ноября.

Итак, что же нам предстоит увидеть в ближайшие два месяца по части драматического театра? В первую очередь надо сказать, что нынешний фестиваль выбрал себе канадский фокус: никогда не виданные нами канадская франкоязычная драма, канадский цирк, канадский танец будут присутствовать в программе все эти два месяца. В области драмы тут, конечно, главный герой -- знаменитый Робер Лепаж, который привезет в Москву сразу четыре своих спектакля, два из которых моноспектакли (в «Обратной стороне луны» все роли играет сам Лепаж, а в «Проекте Андерсен» -- другой актер). Еще два спектакля многонаселенные. Пародийная Busker's Opera переносит действие оперы ХVIII века в сегодняшний мир шоу-бизнеса, а грандиозная мультимедийная «Трилогия драконов» (она длится больше пяти часов) соединяет вековую историю Канады с китайскими мотивами.

Далее из более известных нам зарубежных звезд идут один из последних великих стариков Питер Брук (он привозит два спектакля -- африканский «Сизве Банзи умер» и моноспектакль Брюса Майерса «Великий инквизитор», который нам особенно будет интересно сравнить с «Нелепой поэмкой» Гинкаса) и гениальный французский кукольник Филипп Жанти -- правда, его новый спектакль «Край земли», как и все последние премьеры, уже практически никакого отношения к куклам не имеет, а оказывается волшебным синтетическим действом на границе между предметным театром и современным танцем.

От Британии приедет Деклан Доннеллан, ставший в последние годы чуть ли не талисманом Чеховского фестиваля. Но на этот раз мы увидим не его постановку с русскими актерами, а шекспировский «Цимбелин», поставленный в собственном лондонском театре Доннеллана «Чик бай джаул», в котором мы и увидели впервые спектакли этого режиссера.

Довольно большую японскую часть программы возглавляет тоже весьма известный в России Тадаси Судзуки со своей прихотливой двухчастной постановкой «Идущие и уходящие -- возрождение традиций», где после отделения с ритуальной японской музыкой артисты играют древнегреческое действо о Дионисе.

Из тех режиссеров, которых мы традиционно считаем «своими», на фестиваль привезут спектакли два самых знаменитых грузинских постановщика: Роберт Стуруа сразу с двумя спектаклями Театра Руставели, один из которых «Невзгоды Дариспана» по его любимому грузинскому классику Давиду Клдиашвили, и Темур Чхеидзе с «Марией Стюарт» из БДТ (надо сказать, этот спектакль по шиллеровской трагедии театр даже отказался везти на «Золотую маску», на которую он был выдвинут, ради того, чтобы приехать на Чеховский фестиваль, требующий «права первой ночи»).

И, наконец, одно из последних представлений фестиваля -- эффектнейший «Дождь» канадского цирка «Элуаз», а Канада славится своим артистическим цирком, строящим спектакли по законам театра, а не циркового чередования аттракционов. Так что готовьте деньги -- отыграемся за весь прошедший сезон!

В области оперного театра Чеховский фестиваль представляет всего один, зато существенный проект -- постановку оперы Дебюсси по пьесе Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда» совместными силами Театра Станиславского и Немировича-Данченко, французского постановщика Оливье Пи, ставшего недавно руководителем авторитетного французского музыкального театра «Одеон», и знаменитого французского дирижера Марка Минковски. Если учесть, что легендарная оперная партитура десятки лет не ставилась в России и что одним показом дело не ограничится, постановка останется в репертуаре недавно открывшегося после реконструкции театра (хотя Минковски и не сможет работать на ней долго), проект заранее выглядит неординарно и принципиально.

Балетных и танцсобытий на Чеховском фестивале не много, но и не мало: шесть спектаклей. Из них два замечательных, что пропускать никак нельзя: «Лебединое озеро» Мэтью Боурна и «Мазурка Фого» Пины Бауш.

Фестиваль сегодня «Лебединым» и откроется (идти будет в МХТ до 10 июня включительно). Спектакль этот, сочиненный Мэтью Боурном 12 лет назад и с тех пор объездивший весь мир, принадлежит к тем немногим постановкам ХХ века, что устроили форменную революцию в балетном театре. Их всего в истории, может быть, десять или максимум пятнадцать; отличительная черта -- после них любое другое сочинение на эту же музыку (все равно -- сделанное раньше или позже) кажется плохо скроенным, неладно сшитым. Привычную историю Мэтью Боурн переносит в современный город, где совсем еще не старая матушка-королева увлеченно флиртует с юношами из своей гвардии, а замученный светскими ритуалами принц вдруг влюбляется в наглого и раскованного парня-Лебедя, встреченного в городском парке. И в музыке Чайковского проявляется нерасслышанная прежде энергия (и правильно, и точно, что под такую немаленькими прыжками выносятся на сцену парни в махровых штанах, а не семенят девицы в белоснежных пачках), его великолепный надрыв, его сентиментальные слезы. И ни капли пошлости в спектакле: парень-Лебедь одновременно много строже и роскошнее, чем многие наши лебедицы.

Вслед за колоссальным «Лебединым» в танцпрограмме совсем небольшой, камерный спектакль. В Центре имени Мейерхольда со 2 по 4 июня будут играть «Аромат предместий и танго». В сердцевине его матриарх колумбийского театра Фанни Миккей, в этом году отмечающая 60-летие творческой деятельности. Она под маленький оркестрик будет рассказывать о том, что такое танго, и трое артистов проиллюстрируют ее рассказы танцами. Еще раз южноамериканские артисты -- в этот раз из Аргентины -- появятся на сцене МХТ 17 июня и займут ее почти на две недели: это будет спектакль Моры Годой «Тангера (Любовь и смерть в Буэнос-Айресе)».

Хореограф соединила в нем историю танца и историю любви. Главная героиня француженка Жизель иммигрирует в Буэнос-Айрес и оказывается в публичном доме; ее возлюбленный креол Лоренцо также плавает неподалеку от дна общества. Создатели спектакля уверяют, что это мюзикл и что рассказываемая история для двух дюжин артистов не менее важна, чем череда танцев, среди которых обязательная «Кумпарсита».

Не забыта в программе фестиваля и Азия: с 7 по 9 июня на сцене Театра Моссовета выступит тайваньский театр танца «Небесные врата» с «Песнями странников» -- спектаклем, сочиненным на музыку грузинских народных песен. Он более всего порадует любителей медитировать в театре -- так неспешны все движения актеров, что спектакль более напоминает урок каллиграфии, чем что-то относящееся к танцу. Роль же «возмутительницы спокойствия» достается на фестивале канадской хореографине Мари Шуинар (ее труппа покажет две программы в том же Театре Моссовета с 19 по 24 июня) -- ее версии «Весны священной» и «Послеполуденного отдыха фавна» американская пресса называла «дерзкими», а лондонская -- «ушлыми»; они рассчитаны на то, чтобы восприниматься как сексуальная провокация. И, наконец, завершится танцпрограмма феста гастролью вуппертальского театра Пины Бауш, что запланирована как «ударная точка».

Три года назад сделанный Пиной Бауш по мотивам ее путешествия в Гонконг спектакль «Мойщик окон» с этими ее лыжниками, карабкающимися на гору из лепестков красных цветов, потряс Москву: стоячая овация продолжалась чуть не полчаса. Теперь первая леди танца модерн везет спектакль о путешествии в Португалию -- ожидаются танго, самба, джаз, разыгранные путевые заметки и видеоиллюстрации на экране. Спектаклю, что будет показан с 1 по 7 июля в Театре Моссовета, уже девять лет, и он, как и «Лебединое» Мэтью Боурна, уже успел стать легендой. Но в любом случае лучше поздно, чем никогда.

Дина ГОДЕР, Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Театр