Время новостей
     N°90, 28 мая 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.05.2007
Хочешь жить, умей молиться
Десятки тысяч бедных индийцев перешли в буддизм
Представители низшей индийской касты далитов продолжают доказывать, что бытие определяет не только сознание, но и вероисповедание. Вчера в Мумбаи прошла церемония одномоментного перехода из индуизма в буддизм почти 100 тыс. человек, которые пытаются таким образом изменить отношение к себе со стороны большинства населения Индии. Инициаторы акции утверждают, что это самый массовый ненасильственный переход последователей одной конфессии в другую, случившийся к тому же в один день. И до минувшего воскресенья неприкасаемые периодически отказывались от веры предков и подавались то к облаченным в оранжевые одеяния буддийским монахам, то под крыло христианских миссионеров. Порой целыми деревнями. Но столь масштабного перехода не случалось.

«Далиты переходят в буддизм потому, что это свободная религия, открытая для всех. Она проповедует ненасилие и не делит людей на касты», -- заявил накануне Рамдас Атавале, нынешний лидер Республиканской партии Индии, которая пытается отстаивать права низших каст в обществе и политических кругах. Собственно, основатель этой партии доктор Бимрао Рамджи Амбедкар был одним из первых, кто продемонстрировал далитам такой выход из замкнутого кастового круга. 14 октября 1956 года он вместе с тремя соратниками был публично обращен в буддизм. Полувековой юбилей этого события далиты отметили массовым отказом от индуизма. Порядка 10 тыс. человек в минувшем октябре прошли религиозные обряды, приняв буддизм и христианство. В воскресенье новообращенных было в десять раз больше. И, как полагают лидеры движения далитов, со временем количество отказников будет расти.

Согласно официальной статистике, представители низших каст составляют около 16% населения Индии, или порядка 167 млн человек. И хотя, как напоминает BBC, демократическая конституция, в разработке которой принимал участие и доктор Амбедкар, обещает рабочие места и социальный статус для тех, кого раньше в Индии называли неприкасаемыми (даже малейший контакт с ними считался для представителей других каст недопустимым), экономическое положение этой категории граждан не улучшается. Им по-прежнему поручают лишь самую грязную работу, и выходцам из этих низших слоев пробиться в хорошие учебные заведения практически невозможно. Г-н Атавале единственный, кто представляет низшие сословия в индийском парламенте. Лидеры РПИ всерьез полагают, что массовый переход далитов в буддизм позволит им избавиться от клейма вечно угнетенных.

Религиозное решение кастовой проблемы, негласно одобряемое многими лидерами крупных мировых конфессий, не слишком нравится правящим кругам ряда индийских штатов, где далиты составляют значительную часть населения. В течение последних лет на региональном уровне были приняты законы, ограничивающие или вовсе запрещающие смену вероисповедания. По сообщению индийских СМИ, были зафиксированы и нападения на миссионеров, слишком активно проповедующих ценности христианства среди неприкасаемых. Да и лидер буддистов далай-лама предпочитает несколько со стороны наблюдать за стремительным увеличением своей паствы. Лидеры РПИ возлагали большие надежды на его присутствие на церемонии массового обращения далитов в буддизм. Однако духовный лидер ограничился приветственным посланием, в котором подчеркнул, что собственно обращение является, на его взгляд, менее значимым событием, нежели предпринятая далитами попытка изменить все индийское общество.

Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ