Время новостей
     N°86, 22 мая 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.05.2007
Герои всегда идут в обход
Михаил Фрадков одобрил строительство ответвления от нефтепровода "Дружба"
Правительство наконец одобрило строительство нефтепровода в обход Белоруссии, так называемый проект «Балтийская трубопроводная система-2». В минувшую пятницу премьер Михаил Фрадков подписал соответствующее распоряжение, поручив Минпромэнерго и «Транснефти» обеспечить подготовку необходимой документации по строительству, а «Росстрою» при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти -- провести госэкспертизу документации по строительству нефтепровода. В Минпромэнерго, правда, подчеркивают, что главная задача нового проекта -- расширение трубопроводной системы, а не решение политических проблем с Белоруссией.

Планируется, что новая ветка протяженностью примерно тысяча километров пройдет вдоль границы с Белоруссией от станции Унеча в Брянской области до балтийского порта Приморск, расположенного в Ленинградской области. Мощность ветки на первом этапе строительства должна составить 50 млн тонн в год, а в дальнейшем -- до 75 млн тонн.

Идея строить трубу в обход Белоруссии возникла в начале этого года, в разгар конфликта между Москвой и Минском по поводу поставок нефти по нефтепроводу «Дружба». Белоруссия, озлобленная повышением российской стороной цен на газ, решила в одностороннем порядке перекрыть нефтепровод. Свои действия республика объясняла введением с нового года пошлины за транзит сырья по своей территории размером 45 долл. за тонну. В результате с 8 по 11 января российская нефть не поступала на европейский рынок. За три дня кризиса Владимиру Путину и Александру Лукашенко все же удалось договориться об отмене пошлины и возобновлении поставок. Однако «Транснефть» этот конфликт напугал не на шутку, тем более что компенсировать непоставленный объем нефти удалось лишь ко второму кварталу. Компания направила в правительство проект строительства трубы в обход Белоруссии. Но чиновники долго не могли решиться на такой шаг, и документ почти пять месяцев согласовывался и дорабатывался.

Сейчас в Минпромэнерго стараются подчеркнуть, что проект БТС--2 не связан с новогодним инцидентом и что предложения о строительстве этой ветки рассматривалось еще в Энергетической стратегии России до 2020 года, принятой в 2003 году. Правда, в тексте стратегии "Времени новостей" не удалось найти ни малейшего намека на это. Так или иначе, но, как отмечено в сообщении министерства, основная цель нового нефтепровода -- не обойти Белоруссию, а «создать резерв мощностей системы магистральных нефтепроводов, что повысит надежность и обеспечит гибкость поставок нефти для российских экспортеров» и «расширить экспортный рынок российской нефти за счет увеличения объема поставок, в том числе через Приморск».

Перед Минпромэнерго и «Транснефтью» поставлена задача завершить строительство нефтепровода в сжатые сроки -- на этом, собственно, ранее настаивала «Транснефть». Сейчас в компании подчеркивают, что еще до получения официального распоряжения правительства только на основе декларации о намерениях она провела необходимые изыскательские работы и уже приступила к разработке ТЭО проекта. Согласно планам, нефтепровод должен быть построен в конце 2008-го -- начале 2009 года. Во сколько обойдется «Транснефти» новая ветка БТС, пока официально не разглашается, по оценкам экспертов, это может быть около 2 млрд долларов.

Отказываться от «Дружбы» правительство на первом этапе эксплуатации трубы Унеча--Приморск не намерено, хотя бы из-за явной нехватки транспортных мощностей в этом направлении. Завлекать нефтяников «Транснефть» собирается льготными тарифами. «Когда строили первую БТС в обход Вентспилса тоже говорили, что никто не пойдет, а тариф сделали на доллар дешевле, и компании от старого направления отказались, -- говорит вице-президент компании Сергей Григорьев. -- Так что сейчас рассматриваем возможность применения конкурентоспособного тарифа».

В компаниях пока неохотно говорят о преимуществах нового направления, в первую очередь из-за того, что большинство трейдеров, работающих с российской нефтью, ориентировано на трубопроводные поставки сырья. Но, как сказали в ЛУКОЙЛе, если «Транснефть» может предложить выгодные тарифы и гарантировать необходимый объем прокачки, то «почему бы и нет».

Анна ГОРШКОВА