Время новостей
     N°235, 24 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.12.2001
Латинско-арабское иго
ОПЕК вынуждает Россию вести двойную игру
Сегодня в Москву прибывает эмир Катара, крошечного государства на берегу Персидского залива. Шейх Хамад бен Халифа Аль Тани проведет в российской столице два дня и рассчитывает получить за это время отчет о планах России по добыче и экспорту нефти в 2002 году. Если эмиру не понравится доклад российского руководства, он пожалуется своим коллегам по Организации стран --экспортеров нефти (ОПЕК), которые в пятницу, 28 декабря, соберутся в Каире для принятия ключевого решения. Оно в известной степени определит цены на нефть в следующем году.

ОПЕК хочет сократить добычу нефти на 1,5 млн баррелей в сутки (75 млн т в год), чтобы создать дефицит «черного золота» на мировых рынках и тем самым повысить цены. Если в Каире не будет принято это решение, цены упадут. Условием успеха встречи является поведение России, ведь ОПЕК не желает идти на сокращение в одиночку, уступая тем самым свои рынки конкурентам.

Руководство Катара до сих пор выступало в качестве одного из самых агрессивных критиков поведения России на мировом рынке нефти. В недавнем интервью газете «Время новостей» министр нефти эмирата пригрозил обанкротить нашу страну путем снижения цен на нефть до уровня менее 10 долл. за баррель, если Россия не прекратит наращивать экспорт. Сейчас цены на нефть колеблются в пределах 18--20 долл. за баррель, а ОПЕК хочет повысить их до 22--28 долл.

Страны ОПЕК, в том числе Катар, в середине ноября поставили России ультиматум: либо вы сокращаете добычу, либо мы обваливаем цены на нефть. Это требование десяти стран Латинской Америки, Азии и Африки российское правительство после некоторого раздумья решило удовлетворить и объявило о сокращении экспорта нефти на 150 тыс. баррелей в сутки с 1 января 2002 года. Однако до сих пор остается загадкой, сколько именно нефти Россия собирается экспортировать в первом квартале будущего года.

Вопрос о том, как Россия будет рассчитывать грядущее сокращение, был поставлен одним из лидеров ОПЕК президентом Венесуэлы Уго Чавесом на прошедшей в середине декабря встрече с российским премьером Михаилом Касьяновым, но остался без ответа.

Этот вопрос фактически попал в разряд государственных тайн, а рутинная работа правительства по составлению баланса добычи и экспорта нефти на очередной квартал превратилась в тайные сходки чиновников. Ведь утверждение баланса на традиционном заседании правительственной комиссии немедленно ведет к ненужной сейчас гласности. Министерство энергетики даже выпустило пресс-релиз, объявляющий любые цифры из проектов баланса, которые появляются в средствах массовой информации, фальшивыми.

«Переговоры с ОПЕК -- это шоу, в котором главное -- вовремя говорить правильные слова», -- сказал газете «Время новостей» вице-президент одной крупной нефтяной компании.

Отчасти вынужденное, отчасти добровольное участие в этом словесном шоу привело к тому, что правительство до сих пор не может утвердить цифры добычи и экспорта в первом квартале, подвесив экономику нефтяных компаний, которые уже обнародовали планы добычи на следующий год. Чиновники столкнулись с необходимостью составить не просто баланс, а такой баланс, который бы понравился ОПЕК.

Ключевая проблема -- план экспорта нефти в первом квартале. Именно эту цифру будет спрашивать у президента катарский эмир. Формально сокращение на 150 тыс. баррелей в сутки означает, что Россия должна проэкспортировать на 1,85 млн т нефти меньше, чем... Вот здесь и возникает вопрос, волнующий ОПЕК: из какой цифры Россия будет вычитать эти 1,85 млн т.

Основной вариант, который сейчас обсуждается в правительстве, состоит в том, чтобы вычесть 1,85 млн т из плана экспорта нефти в четвертом квартале (34,5 млн т). Таким образом, экспорт в первом квартале может быть запланирован на уровне 32,7 млн т.

Однако план экспорта на четвертый квартал имеет немного мифический характер. Реально экспортные квоты были выданы только на 32,1 млн т, что на 50 тыс. баррелей в сутки меньше, чем фактический экспорт третьего квартала (32,7 млн т).

При таком раскладе Россия будет экспортировать в первом квартале даже больше нефти, чем в четвертом (примерно на 100 тыс. баррелей в сутки). На самом деле превышение будет еще более значительным, ведь ожидается, что на первый квартал будут передвинуты отгрузки нефти, которые были сорваны в ноябре и декабре в результате бесконечных штормов в портах.

Вряд ли ОПЕК удовлетворится подобным «сокращением». Между тем опыт картеля свидетельствует -- главное пообещать, а потом можно спокойно нарушать установленные квоты. Сейчас 10 стран картеля добывают почти на 1 млн баррелей в сутки больше нефти, чем запланировано.

Россия пока не привыкла к этой двойной бухгалтерии. Нефтяные балансы никогда не были филькиной грамотой для внешнего пользования. На их основе правительство требует от компаний выполнения обязательств по поставкам нефти на заводы России, и поэтому компании выступают против идеи «нарисовать» рост внутреннего потребления нефти на несколько миллионов тонн.

При квартальной добыче на уровне 90 млн т нефти (а скорее всего, этот показатель будет превышен) снижение экспорта до ожидаемых ОПЕК 30--31 млн т приведет к необходимости пристраивать 60 млн т в России и ближнем зарубежье (Украина, Белоруссия), хотя нынешнее потребление составляет не более 55 млн т в квартал. Между тем уже сейчас нефтеперерабатывающие заводы залиты сырьем и готовой продукцией под завязку, не находя спроса.

Желание угодить ОПЕК объективно толкает Россию к махинациям с экспортными графиками, к увеличению секретности и непрозрачности вокруг распределения квот. А это создает почву для спекуляций, лишает инвесторов понятных и ясных правил игры. «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи», -- пошутил один нефтяной трейдер, комментируя действия правительства.

Олег ЧЕРНИЦКИЙ