Время новостей
     N°83, 17 мая 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.05.2007
Памяти Татьяны Лавровой
В Москве на 69-м году жизни скончалась народная артистка России Татьяна Лаврова. Дочь известного оператора и режиссера Евгения Андриканиса, Татьяна Евгеньевна родилась в 1938 году в Москве. В 1959 году окончила Школу-студию МХАТ (там ей и пришлось выбрать для себя более «простую» фамилию) и была принята в труппу театра. Еще студенткой Лаврова сыграла Нину Заречную в "Чайке" -- ее партнершей была сама Алла Тарасова, игравшая Аркадину. Спектакль получился не самый удачный, однако молодая актриса была замечена, и о ее таланте заговорили.

Но настоящая слава пришла к ней после фильма Михаила Ромма «Девять дней одного года», который вышел на экраны в 1962 году, получил множество кинематографических премий и был назван лучшим фильмом года. Лаврова -- с ее сдержанностью, скрытой эмоциональностью, интеллигентностью -- воплотила образ новой женщины, чрезвычайно точно попав в формирующийся стиль «оттепели».

В это время актриса переходит из академического, но пахнущего нафталином МХАТа в самый модный тогда театр Москвы, «Современник», где сразу становится одной из ведущих актрис богатой на таланты молодой труппы. Театральной легендой осталась ее роль в спектакле по скромной пьесе Э. Гибсона "Двое на качелях".

Когда Олег Ефремов покинул свое детище и вернулся во МХАТ, Лаврова не сразу последовала за ним, но в 1978 году все-таки решилась. И во МХАТе ее актерская судьба поначалу складывалась очень благоприятно, она играла в спектаклях «Наедине со всеми» (Наташа), «Серебряная свадьба» (Аглая), «Варвары» (Надежда Монахова), «Московский хор» (Люба).

В кино же дела складывались не так счастливо, хотя были и хорошие роли, и удачные фильмы. Последней работой, в связи с которой о Лавровой вновь заговорили как о великолепной киноактрисе, стала роль смешной, стареющей, но полной настоящего достоинства кинодивы в фильме Валерия Рубинчика "Кино про кино" (2002), за которую актриса была отмечена многими призами, в том числе «Никой» за лучшую женскую роль второго плана.

Безусловно, такая превосходная и богато одаренная актриса могла бы сыграть больше, но обстоятельства сложились не лучшим для нее образом. Однако вклад Лавровой в российское театральное и киноискусство очень велик, и ее облик, ее казавшиеся громадными вишневые глаза, прическа, которую копировали миллионы советских девушек, и характерный голос навсегда останутся в памяти.

Отдел культуры