Время новостей
     N°234, 21 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.12.2001
Автомонополия
МАП хочет, чтобы ГАЗ не обижал дилеров
Дилерская реформа, затеянная новым руководством ГАЗа, обернулась для автозавода серьезными неприятностями (см. «Время новостей» от 10 декабря). В среду комиссия Нижегородского территориального управления Министерства по антимонопольной политике (НТУ МАП) рассмотрела дело в отношении ОАО «ГАЗ», обвиняемого дилерами в нарушении закона «О конкуренции...». ГАЗ подозревается в «сокращении производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства».

По итогам рассмотрения комиссия намерена обязать завод отказаться от сокращения дилерской сети. «Аттестация ГАЗом дилеров -- это его внутреннее дело, -- заявили газете «Время новостей» в теруправлении, -- но предоставлять преимущественное право покупки одним покупателям -- это нарушение антимонопольного законодательства».

Летом этого года МАП России признал ГАЗ монопольным производителем легковых автомобилей класса «Е» (большие автомобили длиной от 4 м 60 см, длина «Волги»-3110 -- 4 м 87 см). Согласно закону о конкуренции хозяйствующий субъект, имеющий на товарном рынке долю более 35%, признается монополистом и не может снижать объем производства, требуемый рынком. По данным МАП, прозвучавшим на заседании комиссии, на рынке легковых автомобилей класса «Е» доля продукции нижегородцев превышает 65%.

«Специалисты теруправления, анализируя ситуацию на автомобильном рынке, установили, что за девять месяцев текущего года автозавод снизил на 30% объем производства автомобилей «Волга» и повысил на них цены. Таким образом, ГАЗ не удовлетворяет в полном объеме спрос дилерской сети», -- пояснил председатель нижегородской комиссии МАП Геннадий Гудков. По его словам, если автозавод будет признан нарушившим антимонопольное законодательство, он получит предписание о возобновлении поставок автомобилей дилерам.

ГАЗ в свою очередь утверждает, что не является монополистом в производстве автомобилей класса «Е» и, следовательно, может сам определять объем производства. «В этой нише настолько сильна конкуренция, в том числе со стороны новых и подержанных иномарок, что доля автомобилей ГАЗ в России составляет менее 35%. Таким образом, признаки нарушения закона о конкуренции отсутствуют», -- говорит начальник аналитического отдела юридического управления ГАЗа Алексей Маслов. По имеющейся информации, руководство автогиганта намерено оспорить в суде определенную МАПом долю «газовских» «Волг» на рынке автомобилей класса «Е».

Кроме того, ГАЗ не согласен и с претензиями о снижении им объемов производства. Как сообщила пресс-служба завода, с июня этого года ГАЗ постоянно наращивает объемы производства. С июня с конвейера сошли 82 532 автомобиля: июнь -- 12 674, июль -- 15 671, август -- 17 044, сентябрь -- 18 198, октябрь -- 18 945.

На ГАЗе считают, что возможность возобновления производства легковых автомобилей в прежних объемах (116 тыс. в год) отсутствует. «С 1995 года повышенный объем производства автомобилей «Волга» достигался исключительно работой в три смены. На карту была поставлена выживаемость завода за счет ухудшения качества продукции. В современных условиях ГАЗ не может в ущерб качеству бездумно наращивать производство и вводить третью смену», -- говорят в пресс-службе.

В итоге комиссия теруправления приняла решение отложить рассмотрение дела до 22 января 2002 года. Однако, судя по заявлениям представителей МАП, аргументы ГАЗа их пока не убедили.

Наталья РЕЗОНТОВА, Нижний Новгород