Время новостей
     N°80, 14 мая 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.05.2007
"Прокурор"? Вычеркиваем!
Госдума окончательно утвердила законопроект о реформировании Генпрокуратуры
Государственная дума в окончательном, третьем чтении приняла законопроект о реформе системы следствия в России -- передаче функции проведения следствия из прокуратуры в специально созданный Следственный комитет (СК) при Генпрокуратуре.

Рассмотрением поправок в УПК и закон «О прокуратуре» депутаты занимались в рекордно сжатые сроки -- в конце марта было проведено первое чтение законопроекта, а в середине мая Госдума уже передает его в Совет Федерации. И хотя многие эксперты по-прежнему подвергают реформу серьезной критике, можно предположить, что и последующие стадии принятия этого закона будут проведены также быстро.

Основная суть реформы, как уже подробно рассказывала газета «Время новостей», сводится к созданию отдельной структуры -- Следственного комитета при Генпрокуратуре, который будет заниматься проведением следствия по уголовным делам. Главу Следственного комитета, формально являющегося заместителем генпрокурора, своим указом будет назначать президент. А прокуратура отныне утратит возможность надзирать за следствием -- забирать дела к себе, отменять их или, наоборот, возобновлять ранее отмененные. Практически весь надзор теперь будет осуществлять суд, а прокуроры хотя и могут направлять свои возражения по поводу тех или иных нарушений следователям и их начальникам, но те больше не обязаны будут реагировать на эти прокурорские замечания. Изменению подверглись около 90 статей УПК, в большинстве которых слово «прокурор» просто было вычеркнуто или заменено на слова «руководитель следственного органа».

Основной обязанностью прокуратуры станет поддержание обвинения в суде. Кроме того, уголовные дела в отношении следователей СК также будет вести прокуратура. Но и генпрокурор теперь не останется без присмотра -- в случае выявления фактов совершения им преступления, расследованием этих обстоятельств займется председатель Следственного комитета.

Многие юристы, соглашаясь с тем, что идея создания самостоятельного органа следствия правильная, все же отмечают недостатки ее реализации в нынешнем виде.

«Идея создания Следственного комитета высказывалась мной еще пять лет тому назад, но это ведомство должно быть самостоятельным органом и находиться в подчинении президента (аналогично МВД, МЧС, ФСБ), -- заявил, в частности, лидер партии «Гражданская сила» адвокат Михаил Барщевский. -- На деле получается, что Генпрокуратура, являясь надзирающим органом, внутри ведомства создает организацию и будет надзирать сама за собой, что есть нонсенс. И Следственный комитет оказывается также вне системы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, что в теории и на практике выглядит несуразно и противоречит Конституции».

Коллега г-на Барщевского, адвокат Юрий Баграев -- генерал-майор юстиции запаса и бывший глава отдела по надзору за расследованием уголовных дел Главной военной прокуратуры -- считает принятый законопроект лишь первым шагом на пути еще более серьезных изменений. «Это первый шаг в решении вопроса создания Федеральной службы расследований, --сказал он. -- Очевидно, все следственные службы -- МВД, ФСБ, Главной военной прокуратуры и другие будут объединены. Идея эта не нова и возникла лет 20 назад. Определенный позитив в ней есть, поскольку единый следственный аппарат обеспечит единую следственную практику, а также единство вспомогательных институтов, таких, как экспертиза и оперативное сопровождение».

И г-н Баграев, и член Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена сошлись во мнении, что многое зависит от того, как новый закон будет применяться на практике. Г-н Кучерена, например, не исключил, что определенные изменения реформа может претерпеть на стадии ее обсуждения в Совете Федерации. Никаких жестких регламентов по срокам рассмотрения законопроекта в Совете Федерации нет, но, как правило, это происходит вскоре после принятия его Госдумой. И здесь у верхней палаты есть два варианта действий: либо сенаторы принимают законопроект как он есть и передают на подпись президенту, либо отклоняют его. В этом случае создается специальная согласительная комиссия из числа представителей Думы и Совета Федерации, которая должна ликвидировать разногласия. Правда, депутаты нижней палаты могут и преодолеть "вето" своих коллег, если двумя третями своих голосов вновь поддержат законопроект в той редакции, в какой принимали раньше. В таком случае закон поступит на подпись президенту уже минуя Совет Федерации.

Екатерина БУТОРИНА