Время новостей
     N°79, 11 мая 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.05.2007
Бизнесмен по собственному желанию
Олег Вьюгин уходит с госслужбы
«Я, честно говоря, жалею, что Вьюгин сейчас выбрал бизнес, - сказал вчера премьер-министр Михаил Фрадков на заседании кабинета, объявляя о кадровом решении. -- Наш выбор трехлетней давности был правильным. Вьюгин работал три года, и хорошо. Но тут, как говорится, насильно мил не будешь. Олег Вячеславович, я вас благодарю за работу». Прокомментировав таким образом отставку главы Федеральной службы по финансовым рынкам., премьер объявил о назначении на этот пост своего помощника по экономическим вопросам Владимира Миловидова.

Похоже, Олегу Вьюгину его работа уже давно была не мила. Если в начале своего пребывания в ФСФР у него, может, и были иллюзии по поводу того, что служба способна создать мощный фондовый рынок в России, то довольно быстро они рассеялись. Принципиальное решение уйти из ФСФР и покинуть госслужбу Олег Вьюгин принял еще в прошлом году. «Я определенное разочарование испытываю», -- признался вчера журналистам г-н Вьюгин, прибавив, что все же благодарен ФСФР, руководство которой повысило его «личную профессиональную капитализацию».

Второго Центробанка не получилось

Созданная в ходе административной реформы 2004 года Федеральная служба по финансовым рынкам оказалась одним из последних ведомств, куда был найден руководитель. Кандидатура Олега Вьюгина, который тогда занимал пост первого зампреда ЦБ, обсуждалась в правительстве и администрации президента. Долго - потому что сам г-н Вьюгин очень не хотел уходить из Центробанка, где ему было вполне комфортно. «Это не входило в мои планы», -- рассказал вчера г-н Вьюгин. Статус Банка России был вполне определенным, его позиции в вертикали власти относительно стабильными. К тому же, кредитно-денежная политика для макроэкономиста Вьюгина была куда ближе и понятнее, чем регулирование фондового рынка. И лишь после личной встречи с Владимиром Путиным Олег Вьюгин согласился возглавить службу. Как вспоминает источник «Времени новостей» в администрации президента, г-н Вьюгин тогда смог отказаться от предложения перейти в ФСФР в беседах со всеми руководителями правительства и администрации, пока не последовало приглашение к Владимиру Путину. Президент принял Олега Вьюгина в присутствии нескольких высших госчиновников и фактически дал ему «партийное задание».

Впрочем, тогда главе ФСФР пообещали довольно широкие полномочия, в частности, именно Михаил Фрадков говорил о задаче создать мегарегулятор финансовых рынков, называя службу «вторым Центробанком».

Новое назначение участники фондового рынка восприняли на ура, хотя до этого весьма критично относились к прежним руководителям предшественницы ФСФР -- Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ). Доброжелательная позиция инвестбанкиров легко объяснима - в финансовых кругах у Олега Вьюгина сложилась репутация либерала и высокопрофессионального экономиста. Можно предположить, что именно в этом качестве г-н Вьюгин и был нужен Кремлю в условиях разворачивающегося «дела ЮКОСа».

До прихода в ЦБ Олег Вьюгин успел несколько лет поработать главным экономистом в ИК «Тройка Диалог», что также играло на руку новому руководителю ФСФР. Ему потребовалось не так много времени для того, чтобы окончательно разобраться, куда он попал. Всего через полгода он забил тревогу. Выступая на заседании правительства, Вьюгин заявил, что национальный фондовый рынок может исчезнуть, поскольку отечественные компании предпочитают уходить на западные торговые площадки. Более того, г-н Вьюгин, при всей его осторожности, довольно четко и однозначно определил виновника происходящего - само государство. «Сейчас в стране происходит передел активов, в частности в банковском, нефтяном, газовом секторах, и государство здесь играет довольно существенную роль. По фактам и по намерениям мы имеем концентрацию активов под контролем государства, -- говорил он в конце 2004 года. -- Крупные конгломераты монополистического типа не нуждаются в финансовых рынках, им скорее необходимы крупные займы, которые можно получить у госбанков или у крупных банков за границей. И если развитие экономики пойдет по такому сценарию, то фондовый рынок, несмотря на все меры по его защите, станет маргинальным, и не будет играть никакой роли в экономики России».

Впрочем, сейчас г-н Вьюгин признает, что его опасения не сбылись: «Сейчас ситуация поменялась. Фондовый рынок перестал быть таким спекулятивным, как ранее. Это стало понятно после того, как крупные госкомпании смогли привлечь на нем необходимые им средства, а также увеличить свою капитализацию».

«Мы многое успели»

Поставив во главу своей политики борьбу за сохранение национального фондового рынка, Олег Вьюгин еще три года назад выделил ряд направлений, которые, по его мнению, должны были тому способствовать. Снизить инфраструктурные риски фондового рынка благодаря образованию единого центрального депозитария, обязать российских эмитентов прежде всего размещать свои ценные бумаги на российских биржах, облегчить регистрацию эмиссий ценных бумаг, привлекать на наш рынок иностранных эмитентов, создав для них российские депозитарные расписки, для повышения прозрачности операций с ценными бумагами принять закон о борьбе с инсайдерской информацией, создать пруденциальный надзор для повышения устойчивости профучастников фондового рынка. Тогда же г-н Вьюгин говорил о необходимости создания в России единого мегарегулятора. Далеко не все главе ФСФР удалось сделать за это время, и многие его инициативы только сейчас начали реализовываться.

«У ФСФР и лично у Олега Вьюгина не было достаточно лоббистских возможностей, -- говорит руководитель одной из российских инвесткомпаний. - В результате зачастую служба проигрывала межведомственную борьбу и Минюсту, и Минфину с МЭРТом, и Центробанку». Действительно, законопроекты очень долго проходили согласования с заинтересованными министерствами. Примеры тому -- законопроекты об инсайде и центральном депозитарии. «Добиться вовлеченности министров в работу финансового рынка было очень сложно», -- признает г-н Вьюгин. А это значит, что какие бы меры не пыталась предпринять ФСФР, они вряд ли смогут оказать существенное влияние, если не будет реальной заинтересованности властей в развитии финансовых рынков.

ФСФР так и не стал «вторым Центробанком». «Мы столкнулись с множеством юридических сложностей и с политическим нежеланием их решить», -- говорит Олег Вьюгин. Впрочем, невозможность создания мегарегулятора не стала основной причиной его решения уйти. Вчера он сказал, что если бы такой регулятор создавался, у него не было бы шансов покинуть службу.

И хотя создать мегарегулятор ФСФР так и не удалось, у г-на Вьюгина есть причины быть собой довольным. По его словам, службе за это время удалось изменить регулирование, облегчив доступ компаний к рынку ценных бумаг, довести законопроект о центральном депозитарии до рассмотрения в Госдуме, которое, кстати, состоится сегодня. А также улучшить структуру рынка коллективных инвестиций. «Весь фондовых рынок за три года очень укрепился, появились новые крупные компании, мы многое успели сделать за это время», -- полагает г-н Вьюгин.

«Госслужба не такая уж и неприятная работая, как считают многие», -- говорит глава ФСФР, хотя и признает, что вряд ли вернется в госорганы.

Олег Вьюгин фактически оставил «завещание» преемнику, рассказав вчера, каким он видит будущее ФСФР. По его словам, необходимо завершить работу по законопроекту об инсайде, внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), достроить, наконец, инфраструктуру рынка, а также включить ФСФР в международные ассоциации. Это, по мнению г-на Вьюгина, существенно облегчило бы общение российских финансовых институтов, которые регулируются одновременно несколькими ведомствами (например, ЦБ и ФСФР) с регуляторами иностранных государств. Всем этим наследством со следующей недели придется распоряжаться Владимиру Миловидову, несколько лет назад работавшему в ФКЦБ, а до последнего времени являвшемуся помощником Михаила Фрадкова. И, по мнению г-на Вьюгина, новый глава ФСФР продолжит работу в том же направлении.

Работу в госструктуре г-н Вьюгин поменял на частный бизнес. «Я остаюсь на финансовом рынке и надеюсь, что это будет руководящая должность», -- заявил г-н Вьюгин о новом месте работы, так и не сообщив, в какую именно компанию он намерен перейти. По его словам, скорее всего он будет иметь «дело и с инвестиционными задачами, и частично с банковским бизнесом». Новую работу г-н Вьюгин намерен получить уже в мае. По данным от разных источников на рынке, это будет ведущий международный инвестбанк Goldman Sachs, который и на российском рынке имеет весьма серьезные амбиции.

Наталья РОМАНОВА