Время новостей
     N°78, 08 мая 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.05.2007
Еще один «номер 1»
Алюминиевые корпорации устроили гонку за лидерством
Возможно, первенство недавно созданной в результате слияния РУСАЛа, СУАЛа и глиноземных активов швейцарской Glencore «Объединенной компании Российский алюминий» в мировой алюминиевой отрасли закончится, едва успев начаться. Вчера один из лидеров отрасли в производстве первичного алюминия американская корпорация Alcoa выступила с предложением о покупке своего основного конкурента -- канадской Alcan. По объему производства и основным финансовым показателям компании идут практически вровень. По итогам прошлого года производство первичного алюминия предприятиями Alcoa составило 3,55 млн тонн, Alcan -- 3,4 млн тонн. Чистая прибыль американской компании в 2006 году достигла 2,6 млрд долл., выручка -- 30,4 млрд долл. У канадцев эти показатели составили 1,8 млрд долл. и 23,7 млрд долл. соответственно.

Предложение Alcoa весьма выгодно для акционеров Alcan. Американская компания предлагает за акцию своего конкурента 58,60 долл. наличными и 0,4108 собственных акций. Сумма сделки по акциям таким образом составит 26,9 млрд долл. С учетом взятых обязательств по внешнему долгу Alcan приобретение канадской компании обойдется Alcoa в 33 млрд долл. Предложенная цена дает 32% премии к средней стоимости акций канадского гиганта за последний месяц и 20% к их цене в день торгов накануне объявления предложения. Оферта действует с сегодняшнего дня до 10 июля, причем может быть продлена.

Впрочем, в Alcan не торопятся с принятием решений. Как говорится в официальном заявлении компании, совет директоров «рассмотрит поступившее предложение и решит, как оно может повлиять на интересы акционеров Alcan и других заинтересованных лиц». До принятия решения по вопросу предложения со стороны Alcoa и рекомендации по нему советом директоров Alcan компания советует своим акционерам воздержаться от самостоятельных действий в этом направлении. Однако число акционеров Alcan, как у большинства западных публичных компаний, составляет, по последним объявленным данным, 17 тыс. (среди них частные лица, финансовые институты, пенсионные фонды и др.), причем крупных и тем более контролирующего акционера нет. Это может упростить задачу Alcoa, если простое большинство акционеров Alcan сочтут предложение выгодным.

Известие о намерениях Alcoa неплохо подогрело вчера рынок. Акции канадской компании уже в начале торгов на этой новости выросли в цене на целых 20,7%, до 82,6 долл., американской -- на 6,5%, до 38 долл. по сравнению с ценой закрытия в пятницу.

Глава Alcoa Алан Бельда провел ряд пресс-конференций и выступлений перед инвесторами с разъяснением деталей поглощения. Он посетовал, что не удалось достичь «согласованного решения» c Alcan, переговоры с которой велись в течение нескольких месяцев. Он заявил, что его компания убеждена в том, что объединение компаний «создаст значительную стоимость для акционеров обеих сторон и наших клиентов по всему миру. Поэтому мы делаем предложения акционерам Alcan напрямую». В Alcoa рассчитывают, что синергетический эффект от слияния только в денежном выражении даст выгоду в 1 млрд долл. ежегодно. По словам главы Alcoa, сделку планируется закрыть до конца этого года.

Alcoa не ожидает препятствий со стороны антимонопольных органов стран, которых коснется сделка. Г-н Бельда заявил, что компания уже заручилась предварительным подтверждением от чиновников антимонопольных органов в Канаде и США -- основных базовых странах деятельности обеих компаний -- о том, что сделка будет одобрена. Alcoa также объявила в понедельник, что получила одобрение на финансирование сделки от Citigroup, Goldman Sachs credit Partners L.P. и Goldman Sachs Canada Credit Partners Co. Финансовыми консультантами сделки выступят Citigroup, Goldman, Sachs & Co., BMO Capital Markets и Lehman Brothers. Чтобы не обижать акционеров Alcan, руководство Alcoa заявляет, что у объединенной компании будет два основных офиса -- один в Нью-Йорке, где сейчас работает штаб-квартира американской компании, другой -- в Монреале, где заседает руководство Alcan.

Нельзя исключить, что к решению Alcoa прибегнуть к одностороннему поглощению канадской компании подвиг пример российского слияния в алюминиевой отрасли, завершившегося месяц назад. Компания не пожелала уступать лидерства «Российскому алюминию». На вопрос «Времени новостей», не попытается ли РУСАЛ выйти со встречным предложением о покупке Alcan и перебить предложение Alcoa, официальный представитель российской компании Вера Курочкина ответила: «Мы изучаем различные варианты развития компании». Но пока, судя по всему, «Российский алюминий» займет выжидательную позицию. «Мы с интересом будем следить за развитием событий, связанных с намерением Alcoa приобрести Alcan. Что касается UC RUSAL («Объединенной компании «Российский алюминий». -- Ред.), то мы делаем ставку на развитие компании как энерго-металлургической и сохраняем высокую динамику роста, рассматривая возможности дальнейшей диверсификации бизнеса», -- заявила г-жа Курочкина.

Можно предположить, что в борьбу за лидерство в алюминиевой отрасли вступят и другие мировые лидеры металлургии и добывающей промышленности. Уже давно рынок будоражат слухи о том, что и к Alcan, и к самой Alcoa присматривались такие гиганты горно-металлургического комплекса, как британо-австралийские BHP Billiton и Rio Tinto, которые по финансовым возможностям превосходят Alcoa. И хотя для них производство алюминия и не является основным бизнесом, они обладают достаточным опытом в сфере его производства и продаж и входят в десятку крупнейших производителей.

Впрочем, разговорам о том, что алюминиевая отрасль в ближайшем будущем продолжит консолидацию, уже много лет. Этот процесс начался достаточно давно и в последнее время лишь перешел на новую стадию. Если еще недавно шло поглощение более мелких компаний крупными (довольно свежий пример этому -- поглощение Alcan французской Pechiney в 2003 году), то теперь, похоже, начинается настоящее слияние гигантов. Аналогичный процесс наблюдается и в смежных производствах, например никелевом и медном, где только за последние два года произошло несколько крупных сделок.

Но и это, возможно, еще не предел. Аналитики предрекают, что в горно-металлургической промышленности вскоре могут появиться всего несколько мегаигроков, это будут интернациональные широко диверсифицированные группы, не столько конкурирующие между собой, сколько контролирующие отдельные направления бизнесов.

Анна ЛАНДЕР