Время новостей
     N°233, 20 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.12.2001
Кодекс строителя капитализма
Дума узаконила новые отношения хозяев и работников
Уже в феврале россияне ощутят преимущества нового трудового законодательства. День защитников Отечества на 83-м году своего существования упомянут наряду с другими праздничными нерабочими днями в проекте нового Трудового кодекса, который приняла вчера Дума во втором чтении. Предполагается, что трудовая конституция, как выспренно назвал один из депутатов обсуждаемый проект, будет в большей степени соответствовать рыночным реалиям, нежели много раз перелатанный КЗоТ советских времен.

В полезности нового кодекса твердо уверены правительство и депутатское большинство, считая, что он «позволит получить положительный эффект по ряду аспектов нашей жизни», как то: «социальное спокойствие, уверенность в завтрашнем дне, повышение доверия населения к власти».

Меньшинство депутатов осталось вчера при мнении, что новый кодекс не только не отличается от существующего КЗоТа, но и сужает права «работников» по сравнению с теми, которыми в отношениях с «хозяевами» наделяют их действующие законы. Поэтому меньшинство предрекает серьезные (вплоть до социальных взрывов) последствия, которые таят в себе отдельные положения нового кодекса.

Впервые в «нашей истории», как заявлял не раз депутат Андрей Исаев (фракция ОВР), законом будет установлено, что минимальная зарплата не должна быть ниже уровня прожиточного минимума. Г-н Исаев особо подчеркивал, что эту норму в Трудовой кодекс депутаты жестко вписали против желания правительства, которое в конечном итоге склонилось к согласию. Но депутат Олег Шеин (группа «Регионы России») уверял, что это всего лишь «декларация». По его словам, вице-премьер Алексей Кудрин уже завил, что в 2002 году «минималка» (с декабря -- 450 руб. при прожиточном минимуме 1500 руб.) повышаться не будет, а «2003-й -- тяжелый год, там будет не до повышений».

Сверхурочные работы будут оплачиваться по повышенным ставкам, объявляло вчера думское большинство. Причем хозяин вправе занять работника сверхурочно лишь на четыре часа, чтобы общая продолжительность рабочего дня не превышала 12 часов. Но меньшинство в ответ спешило уличить большинство в лукавстве: периодом для исчисления сверхурочных часов признан год. То есть даже если одну неделю в году работник будет перерабатывать по 10 часов ежедневно, по итогам года никто не сможет назвать эксплуататором хозяина, который к тому же оплатит по повышенной ставке лишь первые четыре часа переработки.

Впрочем, самые затяжные дебаты развернулись вокруг «коллективного договора» и «роли профсоюзов».

И правительство, и вся Дума выступили за социальное партнерство трех сторон: работника, работодателя и государства. Но всероссийском, региональном, городском и т.д. уровне заключаются трехсторонние соглашения. На каждом предприятии -- двусторонние коллективные договоры, которые заключают хозяин и представители работников (профсоюзы). Правительство считает, что стороны обязаны подписывать договор и даже предусмотрело штрафы за уклонение. Договор подписывается лишь по тем пунктам, по которым стороны достигли согласия. Неурегулированные вопросы выносятся в протокол о разногласиях, который тоже подписывается в обязательном порядке. Думскому большинству понравилась схема, которая возлагает на хозяина столь жесткую обязанность. Но меньшинство было против жесткости, которая, на их взгляд, избавляет работодателей от всяких обязанностей: если хозяин подписывает только тот договор, который ему нужен, он вправе забыть о протоколе разногласий.

Немало вопросов возникло, когда речь пошла о «стороне работников», подписывающей коллективный договор. Проект кодекса позволяет подписывать договор тому профсоюзу, в котором состоит половина работников предприятия. Но на предприятии может быть несколько профсоюзов. Понимая, что предлагаемая норма защищает интересы только «крупных» профсоюзов, депутаты вступились за права «малых» профсоюзов, требуя и для них права на ведение коллективных переговоров с хозяином. Но эти думцы оказались в меньшинстве.

Точно также большинство не согласилось с мнением других коллег о том, новый Трудовой кодекс запрещает профсоюзам проводить забастовки. В проекте теме забастовки отведен специальный раздел, в котором записано, что профсоюзы вправе инициировать протесты крайней формы. Именно -- «инициировать». А решение о проведении забастовки вправе принять только собрание трудового коллектива, на которое должно прийти не менее половины всех работающих. Так, по логике авторов этой нормы, хозяин и работник будут приходить к согласию, не прибегая к крайним мерам давления. По мнению же меньшинства, забастовки все равно будут. Но при введенном, как им кажется, запрете вместо забастовок будут стихийные бунты.

В меньшинстве вчера оказалось не только левое крыло Думы, но и фракция «Яблоко» и группа «Регионы России». Для защиты прав «малых» профсоюзов и снятия запрета на забастовки им не хватило всего четырех голосов. Тем не менее проект собрал 283 голоса «за», против были только левые. Меньшинство попробует взять реванш при обсуждении поправок в другие действующие законы, которых требует новый Трудовой кодекс.

Иван Родионов, управляющий директор «АЕГ Брансвик» (AIG BRUNSWICK):

-- Честно говоря, для нас принятие нового ТК ничего не значит. Все, кто нанят нашей компанией, работают по контракту. То, что по новому кодексу, как говорят, снижается степень защиты, для нас не имеет значения. Мы как работали, так и будем работать. Да и базовые права, сохранившиеся с советских времен, и раньше реально никого не защищали.

ТК, конечно, вещь необходимая, но, наверно, это не последний вариант. Советский кодекс устарел по определению. Но такие институты, как регулирование трудовых отношений, формируются постепенно. ТК не конституция, новые положения которой могут моментально изменить жизнь страны. Сейчас невозможно ввести такое понятие, как, например, существующая в американском кодексе минимальная почасовая ставка. На мой взгляд, в ТК много неясного. Какой смысл писать о праве на пенсионное обеспечение, если пенсии равны 50 долларам? Ну и что с такой пенсией делать? Так что, думаю, это проходной документ, который еще неоднократно будет меняться. Беседовала Вера СИТНИНА

Виктор ХАМРАЕВ